в главе 2, тоже нашли воплощение
некоторые туземные представления, которые в африканских традициях вообще
отсутствуют или отличаются от них.
BEPИMBAУ. Этот музыкальный инструмент бразильских индейцев применяется во
время ритуальных танцев. Влияние индейских традиций на умбанду выразилось, среди
прочего, в использовании их музыкальных инструментов.
Во всех описанных в этой главе сектах музыка, танцы и ритуалы предназначены для
вызывания духов-наставников и ориша, которые нисходят в тела медиумов. В
следующей главе вы встретитесь с ориша и узнаете о той вызывающей благоговейный
трепет силе, которой они обладают.
Примечания
1. Согласно Фаусто Купертино, который в своей книге As Muitas Religixes do Brasileiro
выступает в защиту католицизма, во время переписи, проводившейся в середине 70-х,
было установлено, что более двух третей бедного населения, обитающего в городских
трущобах, верит в целительную силу вождей этих сект и в эффективность принесения в
жертву животных и растений. Более 25 процентов опрошенных утверждали, что о
духовном исцелении они знают из личного опыта. Купертино, как и другие католики,
сокрушается о широком распространении некатолических религий - афро-бразильских
культов, протестантизма и пяти-десятничества. Он пишет, что около 100 лет назад 99,7%
населения при переписи объявляли себя католиками, в середине 70-х их количество
упало до 75% и продолжает уменьшаться, о чем можно судить по записям регистрации
католических крещений, конфирмации и браков. Хотя в настоящее время отсутствует
какая-либо надежная статистика, учитывая бурный рост рядов протестантов и
пятидесятников, а также усиление умбанды, я не удивлюсь, если в настоящее время
число некатоликов приближается к 50 процентам.
2. Изменения были внесены в 1977 году на Генеральной ассамблее епископов
бразильской католической церкви в Итайси и впервые появились в литургическом
Служебнике для мессы с популярными группами.
3. Из заявления одного из фанатиков, Луривадды Алвеса ди Соузы, корреспонденту
'Жорнал ду Бразил', 1977.
4. Спириты (спиритисты, спиритуалисты) - религиозное движение, получившее
широкую известность в девятнадцатом столетии. Они верят, что во время
спиритических 'сеансов' мертвые могут общаться с живыми через медиума
('посредника'). Медиум передает информацию либо вербально, голосом умершего,
либо посредством 'автоматического письма' и рисунков. Спириты видят свою миссию в
том, чтобы доказать, что жизнь после смерти действительно существует.
5. Раймунду Нина Родригес, врач по профессии, был первым ученым, занявшимся
изучением кандомб-ле. В 1896-1906 годах им было написано несколько статей на эту
тему, которые появлялись в различных газетах и журналах. Хотя он сам принадлежал к
смешанной расе, но был уверен, что афро-американцы стоят ниже белых и что выходцы
из Африки никогда не смогут полностью влиться в бразильское общество. В 30-х годах
нашего столетия Артур Рамуш посвятил культуре кандомбле ряд книг и статей. Он
придерживается более уравновешенного подхода, хотя и склонен объяснять феномен
сект методами психоанализа. Уже почти в наши дни несколько трудов с полным
описанием этих сект были выпущены французами - Роже Бастидом и Пьером Верже.
6. Слово макумба произошло от двух слов языка киконго - глагола маку и
образованного от него причастия прошедшего времени мба - и означает 'гадание'.
Простые люди часто используют слова макумба и кимбанда в одинаковом смысле - для
обозначения черной магии. Согласно 'Словарю африканских культов', макумба - это
'общий термин для афро-бразильских культов, видоизмененных под влиянием анголо-
конго-лезских, индейских, католических, спиритических и оккультных учений,
практикуемых главным образом в Рио и штате Минас-Жерайс'.
Слово кимбанда произошло откимбуду, что на языке киконго означает 'колдун,
знахарь'. Кимбанда - это, фактически, одна из 'Линий' умбанды, которая практикует
черную магию и поклоняется эшу, помба-жирам и Омулу. Ритуалы и посвящения могут
проводиться на кладбищах. Для заклинаний и приношений божествам, которые они
'отправляют' на перекрестках дорог и в других подобных местах, кимбандисты часто
используют пембъг (цветные мелки), порошки, травы и различные части животных.
Подобно умбанде, кимбанда делится на семь 'Линий'.
7. Религия пажеланса получила свое название от родового названия ее жрецов - паже,
или колдуны-знахари. Последователи этих культов поклоняются эн-кангпаду -
'очарованным'