сжигаются в глиняных сосудах.
Разряжающие омовения
Очистительные омовения называются банъю ди дишкарга (в переводе с португальского
- 'разряжающее омовение'), потому что они нейтрализуют заряд злой энергии. Для
них используются составы, приготовленные из воды, соли крупного помола, трав и
некоторых бальзамов, и предназначены они для освобождения людей, жилища, места
действия, служебного помещения, магазина или животных от вселившихся в них духов
или отрицательных флюидов, точно так же, как это делается с помощью очистительных
окуриваний. Смеси также привлекают божественное покровительство и защищают
человека от дурного глаза.
Миряне могут купить упаковку с составом для разряжающего омовения в каза ди сайту,
лавках, где продается все необходимое для афро-бразильских религиозных отправлений
(см. главу 1). Такие омовения рекомендуется совершать для общего физического
совершенствования, кроме того, они поднимают дух эмоционально или психически
подавленного человека. Они подходят для тех, кто никогда раньше не совершал
разряжающего омовения и кто собирается принять участие в публичном ритуале в
храме, а также для любого, кто по роду своих занятий каждый день имеет дело с
людьми.
Амаси
Уникальной афро-бразильской традицией является амаси,
-----------------------
Амаси - образовано из двух слов на языке йоруба: ама, что значит 'обычай, привычка',
иси - 'поместить вовнутрь'.
специальное омовение головы, предназначенное для упрочнения связи между медиумом
и его головным ориша и укрепления духа медиума, так чтобы он мог противостоять
неоднократным вселениям в него духов и сопротивляться злым влияниям. Амаси
применяются также для омовения лап и рогов приносимых в жертву животных и для
очищения ритуальных ожерелий и других предметов.
Вода, которая используется для 'создания головы' детей Шанго, должна быть взята из
водопада или собрана во время грозового ливня. Посвященные Ошуна должны
совершать омовения чистой родниковой водой, а последователи Йеманжи - морской
пеной. Дети Огуна собирают воду во время дождя.
Вода должна отстаиваться в кувшине в течение семи дней в той же кабинке, в которой
будет закрыт будущий посвященный. После этого она ставится на алтарь, где
осуществляется мацерация трав, посвященных Осайе и головному ориша будущего
медиума. Во время ритуала посвящения эта жидкость, вместе с кровью принесенных в
жертву животных и другими веществами, выливается на голову посвящаемого. Избыток
жидкости впитывается шалью, защищающей его плечи. Многие медиумы утверждают,
что в этот момент они ощущают, как по их телу пробегает электрический заряд.
'Ванны' из воздушной кукурузы
Однажды, вернувшись из Национальной библиотеки в дом, где я жила вместе с
бразильцами, я обнаружила, что все внутри усыпано воздушной кукурузой. Кресла,
лампы, столы, кровати, пол - все плоские поверхности были сплошь покрыты хрустящими белыми хлопьями. Одна из живущих в доме женщин была приверженкой
макумбы, и ее дух-наставник сказал ей, что в то время, когда она проводила сеанс
исцеления, находясь в трансе, на нее была наслана порча. Узнав об этом, пришла ее
майе-ди-санту, рассыпала по всему дому приготовленную на горячем песке воздушную
кукурузу и посоветовала не убирать ее в течение двадцати четырех часов, а затем
вымести отовсюду специальной метлой.
Воздушная кукуруза является священной пищей Омулу и используется в заклинаниях
для исцеления, а также в качестве амулета. Ее любят и другие сущности, например Эшу.
Кроме снятия сглаза, 'омовение' воздушной кукурузой может привлекать счастье и
удачу. В этом случае духовный вождь во время приготовления кукурузы читает над ней
молитвы, потом тайно идет к дому пациента и рассыпает ее по крыше так, чтобы никто
этого не видел. Оттуда ее никогда не убирают - она должна исчезнуть естественным
путем.
При 'омовении', предназначенном для личного исцеления, приготовление кукурузы
осуществляется в совершенно новой глиняной ванночке и сопровождается молитвами
Омулу за благополучие заболевшего. Потом пациент становится на совершенно новую
белую скатерть, на которой должна собираться кукуруза, ссыпающаяся с пациента.
После 'омовения' целитель собирает кукурузу в скатерть и высыпает ее на землю.
Амулеты и талисманы
Еще один из методов исцеления, получивший распространение в афро-бразильских
сектах, как и в других магических традициях, включает заряжение и ношение амулетов
и талисманов. В эту категорию предметов может