Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

Элементов, или Стихий.

в бессмертие человеческого духа, реинкарнацию, закон кармы и магическое действие

ритуала.

Умбандистские лидеры создали специальные руководства для медиумов, в которых

четко очерчены круги их обязанностей, ответственности и запретов. Приверженцы этой

религии считают, что те, кто становятся медиумами, обязаны совершать акты

милосердия как церемониально, так и в своей повседневной жизни, облегчая страдания

людей. Таким образом, умбанда понимается ее последователями как путь любви,

преданности, доброжелательности и отречения от материального мира.

Приверженцы этой религии должны всегда помнить семь заповедей Закона Умбанды:

1. Не делай своему соседу того, чего ты не хотел бы, чтобы он сделал тебе.

2. Не желай того, что не принадлежит тебе.

3. Помогай нуждающемуся, не задавая вопросов.

4. Уважай все религии, потому что они исходят от Бога.

5. Не критикуй то, чего не понимаешь.

6. Выполняй свою миссию, даже если она означает личную жертву.

7. Защищай себя от тех, кто творит зло, и сопротивляйся злу.

Кроме следования этим семи заповедям, все филъю-ди-санту (последователи культа)

должны:

• посещать все церемонии;

• простираться ниц перед вышестоящими, касаясь головой пола. Этот акт должен

воспитывать смирение и называется батер кабэса, то есть 'битье головой';

• во всем помогать лидерам и их помощникам;

• носить чистую, приличную одежду.

Медиумы должны вести себя достойно, не переедать, не употреблять мяса по пятницам

(начиная с вечера четверга), доверять духам-наставникам и земным старейшинам, не

делиться своими знаниями и не посещать слишком часто чужие сентру (культовые

центры), никогда ни для кого не отправлять службу вне собственного места

богослужения.

Административный совет строго следит за тем, чтобы нарушения правил наказывались.

Наказанием для медиума может быть временная отставка (на несколько дней или

недель), изгнание или (самое страшное) том-(ij - официальное лишение права

медиумства. В последнем случае ламинированная карточка нарушителя с его

фотографией и перечень сущностей, с которыми работает медиум, снимается со стены

сентру и уничтожается.

Виновный часто наказывает себя сам или, по его представлениям, с ним начинает плохо

обращаться руководящий им дух. После отстранения от активной практики бывший

медиум должен посетить службу и воссоединиться со своей сущностью (духом). После

этого сущность заставляет человека впасть в транс и сильно побиться о стены, пол,

мебель. Духи-наставники могут даже 'закрыть голову' (фешар а кабэса), то есть лишить

грешника возможности когда-либо опять воплотить в себе сущность.

Умбанда - это в основном религия средних классов, но ее исповедуют люди всех

возрастов и национальностей, принадлежащие к самым разным слоям общества. После

преследований 20-х и 30-х годов, когда умбандистов за приверженность их вере лишали

свободы, умбанда была наконец признана законом и стала организованной религией.

Для наблюдения за работой домов богослужения были созданы Совещательный Совет

Умбанды, координационная служба и Федерация Умбанды, которая объединила

множество центров.

Организованность теперь чувствуется и в иерархии отдельных храмов. Основными

фигурами, которые обладают духовной, а часто и административной властью, являются

жрецы, бабалориша, и жрицы, гшло-ригиа. Духовная и административная иерархии этой

религии будут рассмотрены в главе 4.

Кандомбле Термин кандомбле составлен из двух слов африканского языка киконго - т и ндонбе,

которые означают 'обычай черных людей'. Секты кандомбле в Бразилии, которые

сосредоточены в ее восточном штате Баия, но имеются и в других регионах, тщательно

следуют ритуалам своих африканских предков, или, как их принято называть,

'народов'. Самыми влиятельными, несомненно, являются традиции африканского

племени йоруба (представителей которого в Бразилии называют наго). Они оказали

влияние на традиции же-же, кето, ойо и индейскую традицию кабоклу. Даже

африканское племя банту, благодаря которому традиция кандомбле распространилась в

Анголе и Конго, находилось под воздействием йоруба как у себя дома, так и в Бразилии.

Йоруба - выходцы из страны, которая се.годня называется Нигерией. Их влияние

оказалось преобладающим главным образом благодаря их численному и культурному

превосходству, а также высокоразвитому языку. Большинство африканских слов,

используемых в данной книге, взяты из языка йоруба.

Согласно устным преданиям, три жрицы