и индейских традиций, хртя в основе ее лежит спиритизм.
Спиритическая Линия умбанды имеет своих последователей главным образом в
городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу и приближается к принципам, установленным
Кардеком, с некоторой примесью афро-индейских влияний. Похожа на нее и
Белая Линия умбандъг, которая удалила из своих ритуалов такие спорные аспекты
африканских влияний, как кровавые посвящения, принесение в жертву животных и
красочные одежды.
Линия душ - традиция, берущая начало от традиций народов банту, этих африканских
предков нации. Кроме того, она восприняла много каббалистических принципов
Северной Африки. В кимбанде этой Линией руководит Омулу, и свои богослужения она
совершает на кладбищах.
Линия эшу существует как в умбанде, так и в кимбанде, где она занимает место
Восточной Линии. Это происходит потому, что эшу считаются наделенными большой
мудростью. (Это одна из причин, почему в обряде, описанном в начале главы 3,
вызывались эшу.) В умбанде есть даже
Линия кимбанды, которая практикует черную магию. Ее называют также Черной
Линией, в противоположность Белой Линии Ошалы.
Существует несколько отдельных Линий кабоклу, которые сильно склоняются к
традициям американских индейцев. Одна из таких Линий -
Линия Аяхуаски .
------------------------
Аяхуаска - галлюциногенный напиток, приготовляемый из коры особого вида
амазонских лиан. Мистическому пути аяхуас-ки посвящена книга Альберто Виллолдо
'Четыре ветра'. Киев, 'София' - 'Трансперсональный институт', 1996.
Ее приверженцы, обитающие на севере страны, для облегчения вхождения в транс
употребляют галлюциногенные растения.
Линии кимбанды
Согласно изданному в Рио-де-Жанейро 'Словарю афро-бразильских культов' Олги
Гудолле Касьяторе, кимбандистскими Линиями являются:
1. Линия душ - возглавляемая Омулу.
2. Линия скелета - возглавляемая Иоанном Скелетом, или Огуном Кладбища.
3. Линия наго - возглавляемая Жерерэ.
4. Линия Молей или Эшу - возглавляемая Царем Эшу.
5. Линия Мосураби - возглавляемая Каминоа.
6. Линия кабоклу кимбанды - возглавляемая Черной Пантерой.
7. Смешанная Линия - возглавляемая Эшу Сельской Местности, или Обалуайе.
Если все это многообразие вас сбивает с толку, вы не одиноки. Фернандес Португал,
который изучал и практиковал афро-бразильские религии и в конце концов написал об
их силе, утверждает, что 'афро-индейс-ко-католическо-кардекистские комбинации в
Бразилии являются одним из наиболее любопытных примеров религиозного
синкретизма во всем мире'.
'О жогу ди бузиош': игра в раковины
Молодая пара, неловко пригибаясь, входит в крошечную кабинку и садится на пол.
Здесь же сидит скрестив ноги пай ('отец') Эфраим, который медитирует, чтобы
подготовить свой ум и дух к бросанию раковин каури и получению слов мудрости от
Ифы. Чтобы выразить свое уважение к отцу Эфраиму, мужчина снимает кожаную
ковбойскую шляпу, и тот видит на бронзовом лице Жоау следы пыли, которая въелась в
кожу от постоянного пребывания на чужом ранчо. Его жена прижимает к своей
отвислой груди крошечного хнычущего ребенка, завернутого в рваную ситцевую
пеленку. Она тихонько покачивает малыша, чтобы успокоить его, а может быть - себя.
Роза никогда прежде не видела отца Эфраима одетым в китайский халат. Дорогое
одеяние из мягко падающего шелка, испещренного кругами, которые сливаются в
странные знаки, едкий запах благовоний, поднимающийся над стоящей рядом с ним
курильницей, и серьезное поведение отца Эфраима - все это вызывает у нее чувство неловкости.
Но тут бабалориша улыбается и нежно гладит ребенка по головке. Женщина
успокаивается.
- Мальчик или девочка? - спрашивает пай ласково.
- Девочка, - отвечает Роза.
- Когда она родилась ?
- Ровно три дня назад, - вмешивается в разговор Жоау. - Я как раз закончил загонять
заблудившийся скот сеу
-----------------
Сеу - 'господин'. См. примечание 1 к следующей главе.
Эуфразиу. - Он застенчиво улыбается, указывая на ребенка: - Хорошенький сюрприз
я обнаружил, когда в это утро вернулся домой.
Бабалориша одобрительно кивает головой.
- Это хорошо, что вы пришли ко мне так быстро, мы сможем определить будущее
вашего ребенка. А теперь, пожалуйста, сидите тихо и не пугайтесь моих слов или
жестов. То, что я буду делать, заставит Ифу услышать нас и передать волю Олоруна.
Жоау и Роза сидят, затаив дыхание, и не сводят глаз со святого человека, который опять
сбрызгивает угли благовониями, потом берет с пола пригоршню раковин каури и
закрывает