и даже от центра к центру. Иногда божества принимают фрукты и напитки.
Напитки, называемые куриадоре, в большинстве традиционных храмов безалкогольные,
но под влиянием сект индейских кабоклу в северной части страны в настоящее время
все больше и больше террейру предлагают своим богам такие алкогольные куриадоре,
как шампанское, вино, бренди и кашаса.
Жертвоприношение
Тема принесения пищи в дар богам, естественно, подводит нас к обсуждению
вызывающей страстную полемику практики принесения в жертву животных, которую я
постараюсь проиллюстрировать следующей сценкой.
После ночного урагана, сопровождавшегося проливным ливнем, день занимался серый и
холодный. Одетый в простые белые брюки и рубашку, агиогун - главный жрец
террейру, совершающий жертвоприношения, - с длинными, волнистыми черными
волосами, - босиком направляется сквозь утренний туман к помещению, где
содержится домашний скот. В руке он держит длинный острый нож. Когда он вынимает
из клетки черного петуха, улыбка на его лице отсутствует.
Напевая медленную и спокойную песню, этот человек с серьезными глазами и твердой
рукой начинает тщательно и терпеливо мыть клюв и когти петуха. Потом он заботливо
оборачивает когти красной лентой. Когда первые лучи нового дня пробиваются сквозь
туман и освещают все углы комнаты, он поднимает нож и быстрым движением отделяет
голову птицы от шеи.
'Голова, - шепчет он про себя, - чтобы мыслить и видеть'.
Он разматывает когти безжизненного животного и отсекает их - 'чтобы ходить',
бормочет он, и крылья - 'чтобы летать'. Потом он вскрывает птицу и отделяет сердце,
легкие и мозг - 'для жизнеспособности'. (Если бы это было четвероногое животное, он
должен был бы удалить хвост 'для направления и равновесия'.) Агилгун старательно
раскладывает части животного на деревянном блюде и передает его бабалоригиа,
который бросает раковины каури, чтобы узнать, принята ли жертва. После
напряженного молчания приходит ответ: 'Да, жертва пришлась Эшу по вкусу'.
Вечером того же дня ритуалом 'отправления Эшу' в храме открылась еженедельная
сессия милосердия. Бабалориша отдернул занавес с главного алтаря, где размещаются
все ориша. Он зажег свечу и установил ее посередине основного салона рядом с
глиняным кувшином, наполненным чистой родниковой водой. Ритм барабанного боя
изменился, и все участники церемонии повернулись к главному входу. Они спели
гимны, восхваляющие Эшу и 'людей улицы', прося сущность не мешать
происходящему и поскорее передать прошения верующих их богам. После этого дага,
смотритель алтаря Эшу, взял кувшин с водой и вылил ее на землю, чтобы умиротворить
предков собравшихся.
***
Описанная выше сцена показывает падэ для Эшу - жертвоприношение этой сущности,
которое практикуется многими афро-бразильскими сектами перед началом публичных и
закрытых богослужений. Сначала на рассвете приносится в жертву черный петух,
который возлагается на алтарь Эшу вместе с фарофой, жаренной в масле дендэ.
Остальные приношения, сопровождаемые песнями, восхваляющими сущность, и
всевозможными просьбами, открывают публичную церемонию, которая происходит в
тот же вечер.
Тем, кто придерживается Западных магических традиций - например, викки, - или
обычных иудо-христианских религиозных традиций, мысль о принесении в жертву
животных для умиротворения богов кажется отвратительной. С давних пор большинство
жителей Запада считает, что мы являемся защитниками живой природы и домашних
животных и что мы обязаны уважать, охранять и заботиться о них и никогда не
причинять им вреда. Я должна отметить, что, как дитя своей культуры, я не смогла
преодолеть своего 'нутряного' отвращения к принесению в жертву животных, которое
практикуется в афро-бразильских религиях, и мне так и не удалось заставить себя
присутствовать при этом событии. Но я не считаю людей, соблюдающих этот ритуал (я
говорю только о бразильском обществе) злыми, и я очень старалась понять их точку
зрения. Позвольте мне попытаться объяснить их позицию так, как я ее себе представляю.
Любой член афро-бразильской секты прежде всего расскажет вам, что все религии,
включая иудаизм и христианство, а также викку, в былые времена использовали
жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов. Причем в жертву приносились только животные (христиане и иудеи, кажется, предпочитали овец), но иногда и люди.
Почитатели ориша обычно обвиняют христиан в лицемерии. По мнению первых,
облатка и вино, предлагаемые при причащении, ничем