прямо. Повторите тот же жест, вытягивая руки с миской канжики вправо,
приветствуя таким образом астральный мир, и наконец влево, воздавая должное
материальному миру.
Поставьте блюдо с канжикой посередине расстеленной ткани, посылая приветствие
настоящему. Произнесите:
Пусть земля будет свидетелем, что на этом месте я [называете свое имя] приветствую
силы всех эшу. С помощью этих жестов я кую звенья цепи, которая свяжет мое
настоящее с моими предками из прошло -го, чтобы Эшу Семи Перекрестков, который
знает все о моем прошлом, мог наметить мое будущее и ука -зать мне путь. Эшу, молю
тебя разрушить препятствия, заполнить рытвины, отвести от меня моих врагов и всякую
нестабильность, зависть, печаль и страх, которые преграждают мне дорогу!
Приношения
Независимо от традиций, приношение даров божественным силам составляет
неотъемлемую часть афро-бразильского ритуала. Описанный ритуал показывает, как
используются эти приношения при произнесении заклинаний, когда вы что-нибудь
просите у богов, - в данном случае, освободить просителя либо от ограничений,
накладываемых им самим, либо от черной магии, которую могут использовать против
него другие, и открыть путь к самому полному раскрытию жизненных возможностей.
Иногда приношения совершаются просто в знак уважения к ориша, например, в дни их
ежегодных праздников. Раз в году каждому божеству воздаются особые почести, точно
так же, как раз в году каждый из нас отмечает свой день рождения. Во время церемоний
на алтарь, к ногам божества, возлагаются всевозможные блюда и другие дары. Это
всегда счастливая возможность для публики повеселиться, например, как в день
Иеманжи, празднование которого мы описывали в главе 2. Другая публичная церемония
проводится в день посвящения мрдиума. В террейру приглашаются друзья и
родственники посвящаемого и организуется грандиозное пиршество. Часть этого пира
предназначается ориша, царящему в голове медиума.
В других случаях медиум лично приносит приношения своему головному ориша.
Медиум кладет пищу и другие предметы на соответствующие деревянные тарелки
сущности, стоящие на основном алтаре ее 'дома', которым служит кабинка с алтарем
внутри террей-ру. Она обычно снабжена ставнями, так что алтарь может быть как
открыт, так и закрыт от глаз посетителей. У всех филью-ди-санту имеется так
называемое 'обязательство' приносить дары своим ориша не реже раза в неделю, чтобы
укреплять связь между посвященными и их богами. Однако вам не обязательно быть
посвященным, чтобы делать приношения и обращаться с просьбами к богам. Вот пример
того, как вы можете общаться с ними.
Чтобы устроиться на хорошую работу
Приготовьте ашошу для Ошоси. Это одно из его любимых блюд, которое состоит из
желтой кукурузы, смешанной с измельченным кокосовым орехом. Второе блюдо -
смесь очищенных измельченных земляных орехов (арахиса) и меда. Поставьте эти
блюда на свой алтарь вместе с бутылкой кашасы и маленьким глиняным кувшинчиком
меда, а рядом положите семь серебряных монет. Предложите все это Ошоси и прочтите
составленную вами молитву, попросив его удовлетворить вашу просьбу.
***
Когда сущность исполняет просьбу верующего, он приносит ей благодарственные
приношения. В некоторых традициях, например, принято считать, что Помба-Жире
нельзя делать приношения заранее, ибо тогда она может не удовлетворить вашу
просьбу. Говорят также, что Помба-Жира предпочитает получать вознаграждение за
успешно выполненную задачу, потому что в этом случае размер вознаграждения от
благодарного просителя будет значительно больше.
Обычно требуется, чтобы приносимые божествам дары содержали определенные блюда
и напитки. В афро-бразильской системе считается, что если в земном мире цель вкусной
еды, танцев и завязывания дружеских отношений - доставить человеку удовольствие,
значит, то же самое справедливо и для духовного царства. Оживленная 'вечеринка'
должна привлечь сущности, которые насладятся ею и рады будут передать в подарок
собравшимся положительную энергию.
Как и во всех остальных аспектах афро-бразильского ритуала, при приготовлении пищи
необходимо строго следовать установленным процедурам. Иабасэ, или главная
повариха, с которой вы уже встречались в главе 4, несет ответственность за все
приготовления и наблюдает за своими помощницами. Она и ее помощницы должны
быть 'чистыми': у них не должно быть в это время менструации, они не должны
выпивать и вступать в половые сношения в течение последних двадцати