Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

стороной этого влияния. Вождь представляет собой центр равновесия террейру. Он (или

она) должен постоянно следить за физическим, ментальным, психическим и духовным

барометром священного места и его обитателей и быть готовым предпринять

немедленные действия, если почувствует трещину в структуре аше. Любое нарушение

равновесия может привести к ослаблению магической силы. Работа вождя часто

оказывается настолько изнурительной, что она под силу только самым энергичным и

преданным филъю-ди-саи-т-у (детям богов), как называют себя приверженцы культа.

В древней Африке духовными вождями могли быть только мужчины, но когда религия

была завезена в Бразилию, среди тех, кто оживил древнюю веру, оказалось много

женщин. Первые террейру в районе Баия были основаны жрицами Шанго из

африканского королевства Ойо, и эти женщины были признаны вождями, обладающими

равными правами с мужчинами. Единственная привилегия, которой не может

пользоваться иалориша как женщина, - это право предсказывать судьбу при помощи

игры Ифы (см. главу 5). Этим правом обладают только бабалориша [2], мужские

лидеры. Зато жрицам разрешено гадать на раковинах каури.

Сначала духовные вожди выбирались из числа черных рабов или их потомков, и эта

должность переходила из поколения в поколение. Но когда афро-бразильские религии

получили широкое распространение, расовая принадлежность вождя и самих верующих

утратила свое значение. В наши дни во многих центрах глава заранее готовит

завещание, в котором тщательно оговаривает линию преемственности. Кто примет

должность после смерти лидера, - зависит обычно от мастерства и личных качеств

предендента, а не от родственных уз. Обычно наследником становится главный

помощник умершего вождя.

Бабалоригиа и гшлоршиа, прежде чем их станут рассматривать как кандидатов на пост

вождя, должны по меньшей мере семь лет прослужить в этом же террейру в качестве

посвященных. Они руководят публичными и закрытыми церемониями, посвящениями и

жертвоприношениями; готовят асентаменту для ориша [3]; выполняют функции

консультантов, духовных наставников и воспитателей; обеспечивают спокойное

функционирование террейру. Они разрешают спорные вопросы, предсказывают судьбу,

наказывают нарушителей, а иногда собирают и готовят травы для лечебных и

ритуальных целей.

В свою очередь, все головные ориша всех филъю служат головному ориша вождя,

который, как уже говорилось, управляет террейру. Другими словами, настоящими

руководителями организации считаются ориша, или божества, а верующие, включая

вождя, только следуют их указаниям.

Многие террейру, в частности в традиции кандомб-ле, придерживаются автократии при

распределении конкретных обязанностей между различными своими членами. Каждый

из них хорошо обучен и прекрасно знает круг своих обязанностей. И горе тому, кто

откажется подчиниться! Считается, что любое несоблюдение структуры ритуала

нарушает равновесие аше храма.

Основные служители культа

Баба-кекерэ и иа-кекерэ

Когда духовный вождь отсутствует, болен или находится в трансе, ритуалом руководит

его заместитель и главный помощник (он же обычно его преемник), баба-кекерэ (если

это мужчина) или иа-кекерэ (если это женщина) [4]. Этот человек звонит в аджу

(специальный колокольчик) у самого уха иао (медиума), чтобы помочь медиуму войти в

состояние транса и направлять его во время его танца. Этот человек заботится также об

обучении медиумов, личной гигиене [5] и других насущных потребностях. Кроме того,

за спиной у кекерэ обычно бывает не менее семи лет посвящения, так что они служат

примером спокойствия, смирения, понимания и обладают теми знаниями и опытом,

которых может не хватать остальным.

АДЖА. Колокольчик, которым звонят у самого уха медиума, чтобы помочь ему войти в

транс.

Другими словами, кекерэ подобны скале, на которую опираются остальные, чтобы

почувствовать себя устойчиво. У этих ключевых фигур есть ассистенты, которые

помогают им 'вести' храм.

Иалаше

Часто третьим по занимаемому положению членом в этой духовной иерархии является

палаше [6], женщи-на-посвященная, имеющая по меньшей мере семилетний стаж

посвящения. В ее обязанности входит забота о священных камнях, растениях, металлах,

а также о пище для ориша. Кроме того, она должна содержать алтарь в чистоте. Эта

женщина пользуется полным доверием духовного вождя, если таким вождем является

мужчина. Но вождь-женщина не полагается на помощь палаше, а вместо этого

выполняет все эти обязанности