Ритуалы окутаны тайной, но сами поклонники эгунов
утверждают, что эти очень сложные церемонии стоят того, чтобы их проводить.
Эгун в переводе с языка йоруба означает 'кость' или 'скелет'. Главным служителем
культа мертвых является алиби - жрец, особенно искушенный в ритуалах. Есть
ещеэдун - член секты, который следит за тем, чтобы никто не заходил в пежи или
террейру, когда там совершаются обряды. Большинством ритуалов руководит жрец-
мажебажу.
Теперь, когда вы познакомились с грозными сущностями афро-бразильского пантеона, я
расскажу вам о людях, которые отваживаются работать с их энергией. Этому вопросу
будет посвящена следующая глава.
Примечания
1. Эшу Транка-Руас - великий страж, который представляет всех ориша и в
эзотерической умбанде работает в Линии Огуна. Это означает, что он защищает
террейру и всех, кто принимает участие в обряде. Его имя переводится как
'Запирающий Улицы'.
2. Когда-то Гвинеей называлось все западное побережье Африки, от устья реки Сенегал до устья реки Конго. Хотя современная Гвинея занимает гораздо меньшую территорию,
члены афро-бразильских сект до сих пор используют это название в романтическом
смысле - как название земли их праотцов, земли с молочными реками и кисельными
берегами, откуда пришли их боги и их религия.
3. Аш алмаш, или 'Души', - это еще одно название душ умерших, которые работают
под руководством Транка-Руаса.
4. Существует великое множество эшу с очень замысловатыми именами и еще более
замысловатыми функциями. Самые известные - это Элегбара (Хозяин Силы), Браса
(Горячие Угли), Кавейра (Князь Кладбища), Шейрозу (Ароматный), Капа Прета (Черный
Плащ), Кобра Корал (Коралловая Кобра), Мангейра (Манговое Дерево), Сети
Энкрузильядаш (Перекресток Семи Дорог), Жира-Мунду (Вращатель Мира), Марабо
(Покровитель), Арранка-Току (Устранитель Препятствий), Мейа-Нойти (Полночь), Сети
Катакумбаш (Семь Катакомб), Тирири (Великая Заслуга), Велуду (Укрытый Шкурой).
5. Многие из этих описаний взяты с небольшими изменениями из вступления,
написанного мною к переводу книги Антонио Тейшейра Алвес Нэту Помба-Жира:
Грозная посланница богов (Antonio Teixeira Alves Neto, Pomba-Gira: The Formidable
Female Messanger of the Gods. - Burbank, CA, Technicians of the Sacred, 1990). В этой
книге вы найдете значительно больше данных об эшу женского рода, чем я могу
позволить себе привести здесь.
6. Киломбу - поселение беглых рабов; поселение Палмарес, основанное в глубине
штата Алагоас, было самым крупным (оно насчитывало 20 тысяч жителей) и самым
долговечным (1672- 1694) из этих поселений. В колониальную эпоху в Бразилию для
работы на земельных участках, особенно на сахарных плантациях, было завезено
гораздо больше рабов, чем на юг США. Многие рабы бежали и создавали свои колонии
в джунглях, организованные по африканской модели, которые становились
полунезависимыми, псевдоафриканскими государствами. Все киломбу в конечном счете
были уничтожены правительственными отрядами, но они продолжают существовать в
народном воображении.
7. В буквальном переводе прету велъю означает 'старый негр', а прета велъя - 'старая
негритянка'. В колониальные времена многим рабам удавалось заслужить определенное
уважение и даже любовь основного населения. Женщин с плантаций часто использовали
в качестве нянь для детей белых. Кроме того, африканцы, как мужчины, так и женщины,
хорошо знали целебные травы и способы их применения. А это было очень важным
знанием в те времена, когда врачи даже в городах были редкостью, а в сельской
местности их фактически не существовало вообще. Священников тоже не хватало,
поэтому католики гораздо серьезнее, чем это могло бы быть при других
обстоятельствах, относились к африканским сектам кандомбле, которые были
распространены в кварталах, где жили рабы. Во многом благодаря этому афро-
бразильская религия продолжает существовать и в наше время, а в народе сохраняется
прочная вера в лечебные средства, рекомендуемые прету велъю.
8. Слово кабоклу в переводе означает 'цвета меди' и связано с темным цветом кожи
этих смешанных потомков индейцев и белых. Индейцы были порабощены точно так же,
как черные, но, будучи охотниками и собирателями плодов и трав, они отличались
слишком независимым духом, чтобы жить в одних поселениях с белыми.
9. В двадцатом веке в Бразилии, так же как в США и Европе, начали идеализировать
индейцев. Создавался новый образ аборигенов - 'благородных дикарей', чистых
сердцем и незапятнанных