с пением: 'Христос Воскресе', под колокольный звон, отправлялась в ближайший к храму двор. Хозяева этого дома к тому времени зажигали свечи перед 'домашними Богами' (т.е. перед иконами в крас-ном углу), покрывали стол чистой белой скатертью, на скатерть клали ритуальный хлеб, под угол скатерти насыпали горсть соли , а к образам ставили ведра с зерном для будущего сева . Домохозяин без шапки (иногда – с тщательно прилизанной и умащенной головой) выходил навстречу 'богам', а какая-нибудь 'молодайка' с белой пеленою (полотенцем или холстом) в руках 'сутречала' на пороге избы 'Божью Матерь' и, приняв икону, все время держала ее на руках, пока духовенство служило молебен. Во время молебна мужики и вообще домашние обычно строго следили и считали, сколько раз пропели 'Иисусе, Сыне Божий', и если насчитывали меньше 12-ти раз, то хозяин при расчете непременно попрекал священника: 'Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь'. С другой стороны, к чтению кондаков в народе относились довольно равнодушно, и если священник не дочитывал до конца каждый кондак, то хозяева относились к нему снисходительно: 'Ведь и язык прибрешешь – в каждом дворе одно и то же'.
Кроме молебна в избе, многие хозяева просили отслужить еще и молебен на дворе – в честь святых, покровительствующих домашним животным. Таких святых было довольно много: например, покровителями птиц считались сорок мучеников Севастийских, святые братья Кузьма и Демьян (для кур), Сергий Радонежский и Никита-мученик (для гусей); по-кровителями пчел слыли Зосима и Савватий Соловецкие; оберегателями скота почитались святые Власий, Георгий Победоносец, Афанасий и Кирилл (преимущественно для рабочего скота), Анисим (для овец), Флор и Лавр (для лошадей), Мамонт (для овец) и проч. Для мо-лебнов, посвящавшихся 'скотским' святым, хозяева заранее ставили посреди двора столы, накрытые скатертями, и клали на них специальную 'скотскую' пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезалась на мелкие кусочки и скармлива-лась всем домашним животным и птицам, а скатерть, на которой стояла пасха, псаломщик, по просьбе баб, подбрасывал вверх, причем как можно выше, 'чтобы лен уродился'.
В некоторых случаях богатые хозяева заказывали молебен с водосвятием. В этом случае освященной колодезной водой матери немедля умывали детей, вытирали их новым полотенцем или концом холста, а затем эту ткань 'вешали на Божью Матерь', т.е. жертвовали церкви. Кроме того, при водосвятных молебнах многие поселяне снимали с себя кресты и погружали их в освященную воду, а затем спускали эту воду с крестов прямо в рот или на глаза 'ради здоровья'. При этом многие старухи не ограничивались только этим, а брали еще венчик, которым кропил священник, и обрызгивали те места на своем теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали 'в пазуху'; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь – от сглаза, и чтобы было больше молока. Особенно благочестивые крестьяне порой не ограничивались молебном с водосвятием, а просили отслужить еще и акафист таким святым, которых в действительности не существовало. Например, молились 'Плакущей Божией Матери' (чтобы самому не плакать), 'Невидимой Богоматери', 'Великой Пятнице', 'Воздвиженской Пятнице' (отгоняющей нечистых духов и колдовство), 'Святой Субботе', 'Святому Средокрестию' и т.п. Священники, разумеется, отказывались служить молебны подобным святым, но к таким отказам народ от-носился неодобрительно, и иные мужики даже укоряли священника: 'Ой, смотри, батя, грех-то на тебе будет, коли ты Матушку Плакущую забыл'. Некоторые прихожане после молебна сами произносили особые молитвы, предварительно испросив на то благословение священ-ника; например, желавшие 'повеличать Вуспение Божью Матушку' молились следующими словами: 'О девица, Твое Успение славим, прими наше хваление и подаждь нам радование, о предстоящих со слезами, о Мати, молись с нами, будь похвальна и избрана ты, Царица Небесная'.
По окончании песнопений иконы выносили со двора, и в этот момент матери клали в воротах детей для исцеления от разных хворей, а взрослые с той же целью нагибались, чтобы образа пронесли над ними. Но перед тем, как священная процессия покидала двор, хозяева расплачивались с причтом: подносили водку, угощали, одаривали деньгами и т.д. Правда, некоторые 'прижимистые' хозяева старались недодать обещанную сумму; поэтому опытные священники при расчете нередко заходили в дом, садились на лавку и, не снимая облачения, ждали, пока им не отдавали