где 'пасочники' расставляли принесенные для освящения куличи, яйца и всякую пасхальную снедь. Во многих местах после того, как отходила утреня, ровно в полдень, по приказанию ктитора , в ограде принимались палить из пушек или ружей ('Христа встречать'), а все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон коло-колов раздавалось первое 'Христос Воскресе'. С этого момента начинался обряд христосования, когда все поздравляли друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами, обнимались и целовались. Причт христосовался сначала в алтаре, а потом – в храме с наи-более уважаемыми прихожанами; при этом яичко, полученное от священника, особенно це-нилось крестьянами, свято верившими, что такое яйцо никогда не испортится и бывает наде-лено удивительной целительной и охранительной силой.
После окончания литургии все 'пасочники', держа на руках скатерти с куличами и установленными на них горящими свечами, выходили из церкви и, с обнаженными головами, строились в два ряда в ограде, ожидая священника, который в это время в алтаре освящал пасхи наиболее зажиточных и чтимых прихожан. Окончив благословление хлебов, причт со священником во главе выходил наружу и с молитвой обходил все ряды, окропляя куличи святой водой, за что поселяне швыряли ему в специальную чашу гривны и пятаки.
По окончании службы многие благочестивые люди (особенно женщины) считали своим долгом прямо из церкви, не заходя домой, отправиться на кладбище, дабы известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Например, крестьяне некоторых русских губерний сразу после освящения куличей шли на могилки родных и близких, там отвешивали земные поклоны 'родителям', целовали землю и поздравляли покойных со Светлым праздником, а также обязательно оставляли на могилке кусок кулича и творогу для усопших, и только после этого отправлялись домой христосоваться и разговляться с домочадцами.
Пасхальный завтрак обычно проходил в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было непринято. К столу непременно собиралась вся семья, даже маленькие дети, которых матери будили 'к разговинам' со словами: 'Вставай, деточка, подымайся, нам Боженька пасочки дал'. Глава семейства произносил молитву, после чего торже-ственно разрезал кулич, крошил мясо или баранину и раздавал всем домочадцам ломтики пасхи и мяса, а также крашенные яйца. В благочестивых семьях при этом непременно крестились, целовали освященную пищу и шептали: 'Слава тебе, Господи, пришлось разговеть-ся нам'. Первое пасхальное яйцо, освященное в церкви, нередко разделяли на кусочки по числу домочадцев и съедали сообща. Таким же образом 'молили паску', т.е. обменивались кусочками кулича или разделяли освященный хлеб на всех. Иногда разговляться начинали не со скоромной пищи, а с постной – овсяным киселем, растительным маслом или тертым хреном, лежавшим за иконами с четверга Страстной недели . Принимаясь за еду, домочадцы непременно христосовались между собой: говорили друг другу: 'Христос воскресе!', цело-вались и обменивались яйцами; при этом дети с родителями христосовались трижды.
Молебны.
С первого же дня Пасхи и на протяжении всей Светлой седмицы в восточнославянских селах ходили священники в сопровождении причта и 'богоносцев', называемых еще 'оброшниками' и 'оброшницами'; они обходили все дома и служили пасхальные молебны. 'Оброшники' выбирались обычно из наиболее благочестивых стариков и старух, давших обет всю Пасхальную неделю 'ходить под Богами' и, как правило, желающих своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость . Все 'богоносцы' обязательно испрашивали благословения священника ('Благослови, батюшка, под Богов стать'), и только получив разрешение принимались за свои обязанности: один носил свечи для продажи, другой – кружку, в которую собирались деньги 'на Божью Матерь', а третий – еще одну кружку, куда причт складывал свой доход (предварительно записав его на бумаге). Особо почетной в народе считалась должность 'богоносцев', а также 'кадильщика' (т.е. человека, носившего кадило и ладан, зажигавшего свечи и вообще следившего, чтобы в доме все было подготовлено к приходу священника). Все 'оброшники' подпоясывались белыми полотенцами, а 'оброшницы', кроме того, повязывались белыми платками – в память о святых женах-мироносицах, которые, по народному убеждению, носили белые покрывала.
В первый день Пасхи все 'богоносцы' выстраивались у церкви и ожидали, когда появ-лялся священник в праздничном облачении, после чего и вся процессия,