встретите в доме зажиточного купца утром, в полдень и вечером; она всегда бывает весела, шутлива, бедно одета: Сельская хороводница – женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага, молодость и проворство отличают ее от всех других: Она вечно молода, игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но за-то все праздничные увеселения исполняются по ее наставлениям'. Весенние хороводы обычно устраивались на открытом месте – на лугах и полях, бере-гах рек, сельской площади и т.д. Готовясь к хороводам, девицы и женщины доставали луч-шие свои наряды, закупали платки, ленты и прочие украшения. Собравшись в условленном месте, они вставали в круг и начинали двигаться в ритм песни, главные исполнители которой стояли в центре хоровода. Пасхальные хороводные песни, как правило, рассказывали либо о любви парня и девушки, либо о крестьянских работах; при этом они зачастую сопровожда-лись пантомимой, небольшими сценками, иллюстрировавшими содержимое песни.
Допускались к хороводному веселью и парни. Собственно, именно в эту пору будущие 'суженые' присматривали себе пару; а в некоторых местах даже 'запевалой' в хороводной игре выступал парень. Так, по описанию из Алтайского края, при хороводной игре 'на сере-дину лужка выходит молодец – запевало и с помощью других начинает песню: 'При компа-ньи мало стало, / Веселиться не с кем стало! / Ой, братцы, мало нас, / Ой, дружки, немножко! / Ты, Феденька, поди к нам, / Ехремыч, приступись! / Ой, братцы, мало нас, / Ой, дружки, немножко!' и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем та-ким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют: 'У Казани у реки озеро воды. / Молодец коня поил, коня воронова. / Коль водицу конь не пьет, / Молодца горе берет. / В карман ручки он сует, / С рублик денег достает. / С рублик денег достает, / Красным девкам подает. / Одна девушка смела / К молодчику подошла, / С парня рубличек взяла, / В караван гулять пошла. / В караване на лужке / Целоваться всем в кружке'. После этих слов играющие целуются'.
Особую разновидность весених хороводов представляло 'вождение стрелы'. Этот обряд был распространен преимущественно в Белоруссии (на территории Восточного Полесья) и на русско-белорусско-украинском пограничье (Брянский, Гомельский, Черниговский уезды); однако оттуда его перенесли также в Молдавию. Песни же, сопровождавшие обряд, были распространены гораздо более широко, а это позволяет предположить, что в древности 'вождение стрелы' было известно и в других восточнославянских областях . Между прочим, в 'водильных' песнях сохранились очень архаичные мотивы; ср., например: 'Як пущу стрелу да й удоль сяла / Ой и ой лели, да й удоль ся: У! / Як уб`е стрела добра молайца / Ой и ой лели, добра молай: У! / Па том молайцу некаму плакаци / Ой и ой лели, некаму плака: У! / Матка старэнька, сястра маленька / Ой и ой лели, сястра малень: У! / Жона молода, кала города / Ой и ой лели, кала горо: У! / Дзеци дробныя да усе родныя / Ой и ой лели, да усе родны: У! / Дзе матка плача – там калодзеси / Ой и ой лели, там калодзе: У! / Дзе сястра плача – там рэчки цякуць / Ой и ой лели, там рэчки ця: У! / Дзе жона плача – там расы нема / Ой и ой лели, там не: У!..' и т.п.
'Вождение стрелы' приурочивалось обычно к Пасхальной неделе, либо к Вознесению или Егорьеву дню, т.е. ко времени ритуального обхода полей. Например, у русских старообрядцев в Молдавии девицы и молодки начинали 'гнать стрелу' на второй-третий день после Пасхи, так как в самое Светлое воскресенье считалось грехом исполнять какие-либо песни, кроме церковных. Собираясь проводить обряд, все участницы собирались группами на своих улицах и запевали: 'Ты лети стрела, да вдоль села'. При этом они 'шли хороводом': разби-вались на пары и выстраивались цепочкой вдоль улицы, держась за платочки; первая пара поднимала платочек вверх, а остальные пары проходили под этими 'воротцами', после чего последняя пара становилась первой и все повторялось. Девицы медленно 'гнали стрелу' к околице, и по дороге к ним на каждом перекрестке присоединялись хороводы с других улиц. Все это время 'тянули' одну и ту же песню, а когда выходили за околицу (на то место, где проходили молодежные гуляния), участницы снова разделялись на небольшие группы (10-12 человек по возрасту) для вождения хороводов. Таким вот образом 'гнали стрелу' в течение шести недель, вплоть до самого