и совершенствоваться духовно в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями.
Ниже приведены основные понятия, используемые в буддизме.
1. Буддисты проповедуют Четыре Благородные Истины: существует страдание; существует причина страдания; страдание можно преодолеть; и наконец, существует путь к его преодолению.
2. Нирвана. Разум и материя непрерывно изменяются. Разум является причиной того, что дух вязнет в материи, словно облепленный глиной. Отбросив разум, можно достичь нирваны и таким образом избавиться от страданий и бесконечных перевоплощений: выйти из процесса рождений, становлений и смертей.
3. Восьмеричный путь. Это путь избавления от страдания, который подразумевает:
1. Правильное понимание.
2. Правильное побуждение.
3. Правильную речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильный образ жизни.
6. Правильные устремления.
7. Правильное мышление.
8. Правильное созерцание.
Как и в большинстве религий и учений, в буддизме есть различные течения. В христианстве, например, существует целый набор сект и церквей, начиная от «Плимутского Братства» и кончая Римско-Католической Церковью. Буддизм разделяется на две большие школы: хинаяна, или «малая колесница», и махаяна, или «большая колесница». Первая является более строгой и имеет более узкую точку зрения, связывая достижение личной святости с уединением и аскетизмом. Однако такая суровая жизнь годится не для всех.
Последователи другой школы буддизма — махаяны — предпочитают следовать заповедям исторического Будды Гаутамы, который был воплощением Бога.
Можно сказать, что первая из них призывает совершенствоваться собственными силами, тогда как вторая считает, что нужно работать и совершенствоваться, неуклонно следуя примеру другого человека.
БУДДХИ (Buddhi) — Это слово обозначает мудрость, но мы должны помнить, что мудрость и знание — это не совсем одно и то же. Знания приходят с опытом. Мудрость же обретают независимо от знаний. Буддхи и есть такого рода мудрость. Прежде чем человек перейдет в состояние Будды, он должен открыть в себе эту мудрость.
БХАВА (Bhava) — Это бытие, сознание, существование, эмоции. Среди людей есть три разновидности бхава:
1. Нашу-бхава, или низшая группа людей, которые живут только для себя, для собственного удовольствия. Их мысли и поступки по отношению к другим людям недоброжелательны. Они не интересуются ничем, кроме собственного общественного и материального положения, и никогда ни в чем не помогают другим. Это люди, находящиеся на низшей ступени духовного развития.
2. Вира-бхава, или средняя группа. Это честолюбивые люди, стремящиеся к духовному развитию. Они сильны и зачастую довольно энергичны, но, к сожалению, становятся эгоистичными и властными, когда замечают, что кто-то их превзошел. Такие люди хотят считаться добродетельными и всегда готовы выручить ближнего, но не для того, чтобы помочь, а для того, чтобы их считали великими праведниками. Не стоит иметь дело с такими «доброхотами», ибо на самом деле это эгоистичные люди, избравшие долгий, очень долгий путь.
3. Дивъя-бхава или третья, высшая группа людей, к которой относятся гармоничные неэгоистичные люди, действительно заинтересованные в том, чтобы помогать другим. Они готовы приложить массу усилий, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается, и делают это, не думая о личной выгоде.
К сожалению, в наше время лишь немногие относятся к категории дивъя-бхава.
«БХАГАВАД-ГИТА» («Bhagavad Gita») — Это одно из великих священных писаний Индии, в котором по-настоящему просветленный человек излагает непреходящие истины. Восемнадцать глав этой книги касаются различных аспектов человеческой жизни и показывают, как, используя физические, эмоциональные, умственные, этические и духовные способности человеческого «я», можно достичь истинной гармонии тела и духа. «Бхагавад-Гита» учит, что только путем гармонии человек приближается к Божественному и может достичь избавления от круговорота перерождений. Действительное значение этого слова таково: «бхага» — «солнце», «вад» — «богоподобный», а «гита»— «песнь».
БХАГАВАН (Bhagavan) — Термин, обозначающий личного Бога, Бога, которому человек поклоняется — независимо от того, каким именем он его называет. В разных частях света используются различные имена для того же самого Бога. Бог обладает шестью качествами, которые можно определить следующим образом:
— сила и властность;
— могущество;
— величие;
— великолепие;
— мудрость;
— самоотречение.
БХАДЖАН (Bhajan) — Это разновидность богослужения, которая предполагает исполнение песен. Бхаджан не относится