доказывать свои способности, свое мастерство. Нет. Ему должны просто потому, что должны. Таковы его аргументы.
Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы 'другие' всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им больше. Это похоже на ребенка, который съезжает по скользкой горке, уцепившись за край одежды другого, и в то же время пытается управлять им. Это похоже на поведение второго пилота, который отказываемся вести самолет, но пытается руководить первым пилотом. Короче, эту - первую, и главную, - причину манипуляции мы назовем Недоверием.
Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования. Он считает, что нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.
Великие мировые религии призывают нас любить ближнего своего, как самого себя, и вот тут заколдованный круг нашей жизни замыкается. Современный человек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.
Мы придерживаемся лжепостулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. Это почти прямо противоположно истине. В действительности чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях (но именно в человеческих), тем больше нас любят. Любовь - это победа, достичь которой нелегко. И в сущности ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви - отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет, думать то, что ОН хочет, чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.
Третью причину манипуляций предлагают нам Джеймс Бугенталь и экзистенциалисты. 'Риск и неопределенность, - говорят они, - окружают нас со всех строи'. В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. Поэтому пассивный манипулятор занимает такую позицию: 'Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать!'
С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию, полностью превращает себя в объект, что многократно усиливает его беспомощность. Несведущему человеку может показаться, что с этой минуты пассивный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Крики: 'Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!' - не более чем трусливый трюк пассивного манипулятора. Как доказал Перлз, в любом жизненном конфликте между 'собакой снизу' и 'собакой сверху' побеждает пассивная сторона. Универсальным примером может служить мать, которая 'заболевает', когда не может справиться с детьми. Ее беспомощность делает свое дело: дети становятся послушнее, даже если они этого не хотели раньше.
Активный манипулятор действует совсем другими методами. Он жертвует другими и откровенно пользуется их бессилием. При этом он испытывает немалое удовлетворение, властвуя над ними.
Родители, как правило, стараются сделать своих детей максимально зависимыми от себя и крайне болезненно относятся к попыткам детей завоевать независимость. Обычно родители играют роль 'собаки сверху', а дети с удовольствием подыгрывают им как 'собаки снизу'. При таком раскладе особенно популярной становится поведенческая техника 'если - то'.
'Если ты съешь картошку, то сможешь посмотреть телевизор'.
'Если сделаешь уроки, то сможешь покататься на машине'.
Ребенок столь же успешно овладевает этой же техникой:
'Если я подстригу лужайку, то что я получу?'
'Если отец Джима разрешает ему уезжать на машине в субботу и воскресенье, то почему ты запрещаешь мне это?'
Как повел бы себя настоящий активный манипулятор в подобной ситуации? Он заорал бы: 'Делай, как я сказал, и не приставай ко мне с дурацкими вопросами!' В бизнесе такая реакция встречается сплошь и рядом: 'Мне принадлежит 51 процент капитала, и они будут носить ЭТУ униформу, потому что Я так хочу!' Помню, основатель колледжа, где я когда-то учился, говорил: 'Мне все равно, какого цвета эти здания, раз они голубые'. Он был прекрасным человеком и прекрасным активным манипулятором.
Четвертую причину манипуляций мы разыскали в работах