будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно?'.
19. Цзи Кан-цзы спросил Кун-цзы об управлении государством: 'Как вы
смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим
принципам?'89. Кун-цзы ответил: 'Зачем, управляя государством, убивать
людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль
благородного мужа [подобна] ветру; мораль низкого человека [подобна]
траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер'.
22. Фань Чи спросил о человеколюбии. Учитель ответил: 'Это значит любить
людей'. Фань Чи спросил о знании. Учитель ответил: 'Это значит знать
людей'. Фань Чи не понял. Учитель сказал: 'Выдвигать людей прямых и
отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми'. Фань
Чи ушел, но, встретив Цзы-ся, сказал: 'Я только что видел учителя и
спросил его о знании. Учитель сказал: 'Выдвигать людей прямых и отстранять
людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми'. Что это значит?'.
Цзы-ся сказал: 'О как глубоки эти слова! Когда Шунь правил Поднебесной, из
народа избирали [достойнейшего] и был выдвинут Гао-яо, а все, не
обладающие человеколюбием, были отстранены. Когда Тан правил Поднебесной,
из народа избирали [достойнейшего] и был выдвинут И Инь, а все люди, не
обладающие человеколюбием, были отстранены'90.
Глава тринадцатая.
3. Цзы-лу спросил: 'Вэйский правитель намеревается привлечь вас к
управлению [государством]. Что вы сделаете прежде всего?' Учитель ответил:
'Необходимо начать с исправления имен'. Цзы-лу спросил: 'Вы начинаете
издалека. Зачем нужно исправлять имена?' Учитель сказал: 'Как ты
необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к
тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой
оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут
осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не
процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются
надлежащим образом.. Если наказания не применяются надлежащим образом,
народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена,
должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно
осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего
неправильного'91.
4. Фань Чи просил научить его земледелию. Учитель сказал: 'В этом я
уступаю крестьянину'. [Фань Чи] просил научить его огородничеству. Учитель
сказал: 'В этом я уступаю огороднику'. Когда Фань Чи ушел, учитель сказал:
'Фань Сюй воистину низкий человек. Если в верхах любят ритуал, то в народе
нет таких, кто бы осмеливался не проявлять почтительности. Если в верхах
любят долг, то в народе нет таких, кто бы осмеливался не подчиняться. Если
в верхах любят правдивость, то в народе нет таких, кто бы осмеливался не
быть искренним. Если [наверху] будут поступать так, то со всех четырех
сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной и тогда к чему будет нужно
самим заниматься земледелием?'.
5. Учитель сказал: 'Хотя он и прочитал триста стихотворений 'Ши цзин',
если ему передать [дела] управления государством, он не справится с ними.
Если его послать в соседние страны, он не сможет самостоятельно отвечать
на вопросы. Какая польза от того, что он столько прочитал?'.
6. Учитель сказал: 'Если личное поведение тех, [кто стоит наверху],
правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение
тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, [народ] не
повинуется'.
9. Когда учитель ехал в Вэй, Жань Ю правил колесницей. Учитель сказал:
'Народу здесь много!' Жань Ю спросил: 'Народу здесь много, но что надо
сделать [для него]?' [Учитель] ответил: 'Надо сделать его богатым'. [Жань
Ю] спросил: 'Когда он станет богатым, что надо еще сделать [для него]?'
[Учитель] ответил: 'Надо его воспитать!'.
10. Учитель сказал: 'Если бы меня привлекли [к управлению государством], я
в течение года навел бы в нем порядок, а через три года добился бы
успехов'.
13. Учитель сказал: 'Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно
управлять государством? Если же не