человека.
Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и брат брату. Что бы было, если бы
одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, руки не мешают, а помогают друг дружке. На
то руки. И тем есть польза друг от друга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем
руке от руки, глазу от глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только
вблизи, немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом конце света.
Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всего полезен брату там, где
своими глазами он досмотреть не может. Братски Бог велел жить со всеми людьми, и уж кто
со своим родным братом не живет по-братски, тот не исполняет закона Божеского.
VIII. КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ
Приходили слушать поучения Сократа не только жители Афин, но и из других городов
и даже из чужих земель. Приходили слушать Сократа или к нему на дом, или ждали, чтобы
он вышел на городскую площадь, и там окружали его. Собралось как-то к Сократу много
народу, и старые, и молодые, и свои горожане, и чужеземцы. Сократ не любил долго
говорить сам, а все спрашивал у других. Он говаривал, что как его матушка не сама рожала, а
только другим помогала рожать, так и он сам ничему не учит, а только помогает другим
самим научиться. Так и в этот раз. Сел Сократ на скамью, а вокруг него народ. Положил
Сократ руки на колени, опустил голову и задумался. Все ждали, о чем он спросит. Поднял
голову Сократ и говорит:
– Скажите вы мне вот что: отчего это люди живут вместе, а не в одиночку? Теперь вот
между людьми несогласие, вражда, а то жил бы каждый сам по себе, и не с кем было бы
раздоры заводить. Пожалуй, лучше бы было.
Вот и стали все говорить. Один сказал: оттого, говорит, живут люди вместе, что вместе
жить выгоднее. Одному человеку и работать неспоро. Сообща больше сделаешь.
Другой сказал: одному жить было бы страшно, обороняться трудно.
Третий сказал: скучно жить человеку одному, с людьми веселей.
Четвертый сказал: да и Богом положено человеку жить не одному, а с людьми.
– Верно, – сказал Сократ. – Но жить-то людям как выгоднее – в мире или во вражде?
– Конечно, в мире, – отвечали все.
– Вот и вы думаете, и Бог так велел, а у нас идет не то. Отчего бы это так?
Замолчали все и не знали, что ответить. И опять заговорил Сократ:
– Я ведь и сам не знаю – не доберемся ли как вместе. Давайте я переспрошу вас, а вы
отвечайте. Первое дело, скажите: от кого человеку больше пользы, от раба-наемника или от
друга-товарища?
– Известно, от друга-товарища, – отвечали все.
– Раб-наемник думает о своей пользе, а не о хозяйской пользе, – сказал один. – а друг-
товарищ заботится об тебе, как о самом себе.
– Раб-наемник у тебя пока деньги, или до срока, а срок кончится или нечем тебе
платить, и останешься ты один, – сказал другой.
– А друг-товарищ тем дорог, что в беде он тебя не оставит, последним своим
поделится, – сказал третий.
– С хорошим товарищем и сам лучше станешь, – сказал четвертый.
– Вот вы и все согласны, – сказал Сократ, – что друг-товарищ дороже раба-наемника,
что богат, и силен, и весел, и радостен, и спокоен не тот, у кого много наемников, а тот, у
кого живет много друзей. У вас у всех, верно, больше друзей, чем рабов?
– Надо бы так, а на деле выходит не так, – сказал один.
– Коли спросишь ты, врагов сколько у каждого из нас, мы сейчас же перечтем, – сказал
другой, – и рабов и наемников тоже начтем немало, а друзей-товарищей верных у кого
найдется два или один, так и то хорошо.
– Отчего же это так? – спросил Сократ. – Сами говорите, что друг-товарищ самое
первое дело, а не заводите друзей. Коли мы знаем, что быки нужны для нас, мы их заводим
много. Отчего же вы не заводите друзей, коли знаете, что от них польза, и радость, и опора в
несчастье?
– А оттого, – сказал один, – что быков хороших много бывает, а людей хороших мало.
Понадобится бык в плуг, выберешь хорошего и купишь; а друг понадобится, где найдешь
хорошего? Людей-то много, да хороших мало.
– Это верно, – сказал Сократ, – а быка в плуге какого ты называешь хорошим?
– А такого, который пашет, и силен, и смирен.
– Ну, а человека в друзья какого ты назовешь хорошим? – спросил Сократ.
– А такого, который не об себе одном, но и о другом думает, который если услышит,
что друг заболел, пойдет узнать, не нужно ли ему чего, и если понадобиться, то поможет по
хозяйству, чтобы ему за болезнь его не было бы убытку. Понадобятся деньги – даст. Вот
какого я назову другом.