недостаточное доказательство моих слов, что тебе нет до этого
никакого дела? Однако, добрый человек, говори же: кто делает их лучше?
— Законы.
— Да не об этом я спрашиваю, достойнейший, а кто тот человек; ведь он прежде всего и
их знает, эти самые законы.
— А вот они, Сократ, — судьи.
— Что ты говоришь, Мелит! Вот эти самые люди способны воспитывать юношей и делать
их лучше?
— Как нельзя более.
— Все? Или одни из них способны, а другие нет?
— Все.
— Хорошо же ты говоришь, клянусь Герой, и какое изобилие людей, полезных для
других! Ну, а вот эти, кто нас сейчас слушает, они делают юношей лучше или нет?
— И они тоже.
— А члены совета?
— Да, и члены совета.
— Но в таком случае, Мелит, уж не портят ли юношей те, что участвуют в народном
собрании? Или и те тоже, все до единого, делают их лучше?
— И те тоже.
— По-видимому, значит, кроме меня, все афиняне делают их безупречными, только я
один порчу. Ты это хочешь сказать?
— Как раз это самое.
— Большое же ты мне, однако, приписываешь несчастье. Но ответь-ка мне: по-твоему, так
же бывает и с конями — все делают их лучше, а портит кто-нибудь один? Или же совсем
напротив, сделать их лучше способен кто-нибудь один или очень немногие, именно
наездники, а все прочие, когда имеют дело с конями и пользуются ими, только портят их?
Не бывает ли, Мелит, точно так же не только с конями, но и со всеми другими
животными? Конечно, это так, согласен ли ты и Анит с этим или не согласен: потому что
было бы удивительное счастье для юношей, если бы их портил только один, остальные же
приносили бы им пользу. Впрочем, Мелит, ты достаточно показал, что никогда ты не
заботился о юношах, и ясно обнаруживаешь свое небрежение; тебе нет никакого дела до
того, из-за чего ты вытребовал меня на суд.
Еще вот что, Мелит, скажи нам, ради Зевса; лучше ли жить среди порядочных граждан
или среди дурных? Отвечай, дружище! Ведь это совсем не трудный вопрос. Не причиняют
ли дурные люди зла тем, кто постоянно вблизи них, а добрые не приносят ли блага?
— Конечно.
— Так найдется ли кто-нибудь, кто предпочел бы, чтобы окружающие вредили ему, а не
приносили пользу? Отвечай, добрый человек; ведь и закон предписывает отвечать.
Неужто кто-нибудь желает, чтобы ему вредили?
— Конечно, нет.
— Ну, вот. А привел ты меня сюда как человека, который портит и ухудшает юношей
умышленно или неумышленно?
— Умышленно.
— Как же это так, Мелит? Ты, такой молодой, настолько мудрее меня, что тебе уже
известно, что злые всегда причиняют тем, кто к ним всех ближе, какое-нибудь зло, а
добрые — добро, между тем я, такой старый, до того невежествен, что не знаю даже, что
если я кого-нибудь из окружающих сделаю негодяем, то мне придется опасаться, как бы
он не сделал мне зла, — и вот такое огромное зло я творю умышленно, как ты
утверждаешь. В этом я тебе не поверю, Мелит; да и никто другой, я думаю, не поверит.
Но или я не порчу, или если порчу, то неумышленно; таким образом, у тебя выходит ложь
в обоих случаях. Если же я порчу неумышленно, то за такие неумышленные проступки
следует по закону не вызывать сюда, а частным образом наставлять и увещевать. Ведь
ясно, что, уразумевши, я перестану делать то, что делаю неумышленно. Ты же меня
избегал, не хотел научить и вызвал сюда, куда, по закону, следует приводить тех, кто
нуждается в наказании, а не в научении. Уже из этого ясно, афиняне, что Мелиту, как я
говорил, никогда не было до этих вещей никакого дела.
Все-таки ты нам скажи, Мелит, каким образом, по-твоему, порчу я молодежь? Очевидно,
судя по доносу, который ты на меня подал, я будто бы учу не признавать богов, которых
признает город, а признавать другие, новые божества? Не это ли ты хотел сказать, говоря,
что я порчу своим учением?
— Вот именно это самое.
— Так ради них, Мелит, ради этих богов, о которых теперь идет речь, скажи еще яснее и
для меня, и для этих вот людей. Ведь я не могу понять, что ты хочешь сказать: то ли я учу
признавать неких богов, а следовательно, и сам признаю существование богов, так что я
не совсем безбожник, и не в этом мое преступление, а только в том, что я учу признавать
не тех богов, которых признает город, но других, и в том-то ты меня и обвиняешь, что я
признаю других богов, — то ли, по-твоим словам, я вообще не признаю богов, и не только
сам не признаю, но и других этому научаю.
— Вот именно, я и говорю, что ты вообще не признаешь богов.
— Удивительный ты человек, Мелит! Зачем ты это говоришь?