значит, кроме врачебного искусства, которое, как я сказал, подчинено всецело Эроту, этот бог управляет
также гимнастикой и земледелием. Что касается музыки, то каждому мало-мальски наблюдательному
человеку ясно, что с нею дело обстоит точно так же, и именно это, вероятно, хочет сказать Гераклит, хотя
мысль его выражена не лучшим образом. Он говорит, что единое, 'расходясь, само с собою сходится',
примером чего служит гармония лука и лиры. Однако очень нелепо утверждать, что гармония - это
раздвоение или что она возникает из различных начал. Вероятно, мудрец просто хочет сказать, что гармония
возникает из звуков, которые сначала различались по высоте, а потом благодаря музыкальному искусству
друг к другу приладились. Ведь не может же возникнуть гармония только оттого, что один звук выше, а
другой ниже. Гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда
они различны между собой, согласия не получается. И опять-таки, раздваивающееся и несогласное нельзя
привести в гармонию, что видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся
сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое
устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие. Следовательно, музыкальное искусство
есть знание любовных начал, касающихся строя и ритма. Впрочем, в самом строении гармонии и ритма
нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна. Но когда гармонию и ритм нужно
передать людям, то есть либо сочинить музыку, что называется мелопеей, либо правильно воспроизвести
уже сочиненные лады и размеры, что достигается выучкой, тогда эта задача трудна и требует большого
искусника. Ведь тут снова вступает в силу известное уже положение, что угождать следует людям
умеренным, заставляя тех, кто еще не отличается умеренностью, стремиться к ней, и что любовь умеренных,
которую нужно беречь, - это прекрасная, небесная любовь. Это - Эрот музы Урании. Эрот же Полигимнии
пошл, и прибегать к нему, если уж дело дошло до этого, следует с осторожностью, чтобы он принес
удовольствие, но не породил невоздержности. Точно так же и в нашем ремесле очень важно верно направить
желания, связанные с поварским искусством, чтобы удовольствие не оказалось чревато заболеванием.
Итак, и в музыке, и во врачеванье, и во всех других делах, и человеческих и божественных, нужно,
насколько это возможно, принимать во внимание обоих Эротов, ибо и тот и другой там присутствуют. Даже
свойства времен года зависят от них обоих. Когда началами, о которых я говорил, теплом и холодом,
сухостью и влажностью овладевает любовь умеренная и они сливаются друг с другом рассудительно и
гармонично, год бывает изобильный, он приносит людям, животным и растениям здоровье, не причиняя им
никакого вреда. Но когда времена года попадают под власть разнузданного Эрота, Эрота-насильника, он
многое губит и портит. Ведь из-за этого обычно возникают заразные и другие болезни, поражающие
животных и растения. Ибо и иней, и град, и медвяная роса происходят от таких преувеличенных,
неумеренных любовных вожделений, знание которых, когда дело касается движения звезд и времен года,
именуется астрономией.
Но и жертвоприношения, и все, что относится к искусству гадания и в чем состоит общение богов и людей,
тоже связано не с чем иным, как с охраной любви, с одной стороны, и врачеванием ее - с другой. Ведь всякое
нечестие возникает обычно тогда, когда не чтут умеренного Эрота, не угождают ему, не отводят ему во всем
первого места, а оказывают все эти почести другому Эроту, идет ли речь о родителях - живых ли, умерших
ли - или о богах. На то и существует искусство гадания, чтобы следить за любящими и врачевать их; вот и
получается, что гадание - это творец дружбы между богами и людьми, потому что оно знает, какие
любовные вожделения людей благочестивы и освящены обычаем.
Вот сколь большим и многообразным, вернее сказать неограниченным, могуществом обладает всякий
вообще Эрот, но Эрот, который у нас и у богов ведет ко благу, к рассудительности и справедливости, - этот
Эрот обладает могуществом поистине величайшим и приносит нам всяческое блаженство, позволяя нам
дружески общаться между собой и даже с богами, которые совершеннее нас.
Возможно, что и я в своем похвальном слове Эроту многого не сказал, хотя так получилось не по моей воле.
Но если я что-либо упустил, твое дело, Аристофан, дополнить мою речь. Впрочем, может быть, ты
собираешься