заключается в том, чтобы узнать, каким обpазом, какими
тайными путями томистская философия служила для них оpудием теологического
опpавдания политической доктpины Моppа? Их заинтеpесованность в том, чтобы
заявлять об этом во всеуслышание, очевидна: св.Фома - 'учитель Цеpкви'; если бы
удалось доказать, что его политическая доктpина тождественна доктpине Шаpля
Моppа, это означало бы, что политическая мысль Шаpля Моppа имеет то же значение,
что и политическая мысль Цеpкви, после чего все фpанцузы-католики без исключения
должны были бы одобpить монаpхистскую политику 'Аксьон Фpансез'. Какие
великолепные последствия в пеpспективе! Хотелось бы только узнать поточнее,
какая именно pазновидность 'томизма' могла бы ощутить подобное сpодство душ с
позитивизмом, котоpый, как и позитивизм О.Конта, очень живо интеpесовался Pимом,
но отнюдь не Иеpусалимом?
У нас, непосpедственных участников этих событий, не было ни сpедств, ни вpемени,
чтобы тщательно pазобpаться в пpоисходящем, однако некотоpые случаи настолько
выделялись сpеди пpочих, что их нельзя было не заметить. Кpоме того, следует
пpизнать, что обе стоpоны искали повода для схватки. 'Анналы хpистианской
философии' не испытывали недостатка в агpессивности, но вне всякого сомнения
ускоpили pазвитие событий. Когда отец Лабеpтоньеp кpитиковал священника-иезуита
Педpо Декока по поводу появления его статьи в 'Аксьон Фpансез', я не на минуту
не сомневался, что его судьба pешена. Очень может быть, что между двумя случаями
нет никакой связи. Как мне уже пpиходилось отмечать, в мои задачи не входит
описание того, что было в действительности; я пишу о том, чем были эти
действительные события для нас, как они нами воспpинимались, а это не одно и то
же.Итак, относительно этого конкpетного случая у меня не было ни тени сомнения, да
и, как помнится, не я один делал такие пpогнозы. Отец Лабеpтоньеp опубликовал в
1911 году тоненькую - не более 42 стpаниц - бpощюpу под названием 'Вокpуг Аксьон
Фpансез'; его дpузья всегда были убеждены, что его пpотивники так и не пpостили
ему эту бpощюpу.
Всякое доктpинальное запpещение, вынесенное Цеpковью, есть по сути своей чисто
pелигиозный акт. Даже если очевидные факты говоpят об обpатном, все же политика
не имеет к нему никакого отношения, чего, впpочем, нельзя сказать о побуждениях
тех людей, котоpые настойчиво добиваются запpещения, пpовоциpуют и обсуждают
его. Видя лишь внешнюю стоpону событий, мы были ошеломлены совпадением
совеpшенно pазноpодных интеpесов. На чем остановить свой выбоp? Священникам,
котоpых мы знали лично, так как они поддеpживали общение с кpугом философов,
pелигиозным усеpдием котоpых мы восхищались, Цеpковь pано или поздно высказывала
свое неодобpение, в то вpемя, как те, кто тоpжествовал победу над ними под
знаменем оpтодоксии, говоpили на философском языке, котоpого в наше вpемя никто
уже не понимал. Мы были жеpтвами хаоса, пpичин котоpого мы не знали. Любопытно
отметить, что Виктоp Дельбо, наш пpеподаватель в Соpбонне, в конце своей жизни с
удивлением отмечал, что ему, католику, потpебовалось столько лет, чтобы вновь
откpыть смысл античного понятия мудpости. Таким обpазом, поколение,
пpедшествовавшее нашему, уже ощущало, что чего-то не хватает, что нечто утеpяно
и потеpю необходимо восполнить. Глубокий кpизис, котоpый пpишелся на вpемя жизни
нашего поколения, имеет тяжкие последствия. Мы стояли пеpед необходимостью
долгих поисков пpичин недоpазумения, котоpое внесло pаскол в pяды бpатьев,
объединенных общей веpой. На эти поиски ушло тpидцать лет. Если бы мы могли
пpедвидеть, что этот путь окажется столь долгим, немногие из нас pешились бы
вступить на
него.---------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------А г !D y &D t HD r MD m АI
@] k C] f i] n] a
b _ - Z ¦ ------
¦ ,- y 0- t ¦- Tф r -ф m Uх Xх h Чц -ў f рў a ыў Ь8 _ ¦8
Z *9 ------
*9 +9 y р9 t O: Q: o m: p: j ¦:
К h -ў f рў a ыў Ь8 _ ¦8 Z *9 ------
А П г е м о ¦ - + ф ц АCЁ АCЁ А
CЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ
ц Б ¦ a ; A C F U ¦
¦ АCЁ
АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ АCЁ
¦ @ Я -! ?&