- сказал Симмий.
- Ну, хорошо, попробую оправдаться перед вами более успешно, чем
перед судьями. Да, Симмий и Кебет, если бы я не думал, что отойду, во-
первых, к иным богам, мудрым и добрым, а во-вторых, к умершим, кото-
рые лучше живых, тех, что здесь, на Земле, я был бы не прав, спокойно
встречая смерть. Знайте и помните, однако же, что я надеюсь прийти к
добрым людям, хотя и не могу утверждать это со всею решительностью.
Но что я предстану пред богами, самыми добрыми из владык, - знайте и
помните, это я утверждаю без колебаний, решительнее, чем что бы то ни
было в подобном же роде! Так что никаких оснований для недовольства у
меня нет, напротив, я полон радостной надежды, что умерших ждет некое
будущее и что оно, как гласят и старинные предания, неизмеримо лучше
для добрых, чем для дурных.
- И что же, Сократ? - спросил Симмий. - Ты намерен унести эти
мысли с собою или, может быть,
поделишься с нами? Мне, по крайней мере, думается,
что и мы вправе получить долю в этом благе. А вдобавок, если ты убедишь
нас во всем, о чем станешь говорить, вот тебе и оправдательная речь.
- Ладно, попытаюсь, - промолвил Сократ. - Но сперва давайте
послушаем, что скажет наш Критон: он,
по-моему, уже давно хочет что то сказать.
- Только одно, Сократ, - отвечал Критон. - Прислужник, который даст
тебе яду, уже много раз просил предупредить тебя, чтобы ты разговаривал
как можно
меньше: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, следует
избегать - оно мешает действию яда. Кто этого правила не соблюдает, тому
иной раз приходится пить отраву дважды и даже трижды.
А Сократ ему:
- Да пусть его! Лишь бы только делал свое дело, - пусть даст мне яду
два или даже три раза, если понадобится.
- Я так и знал, - сказал Критон, - да он давно уже мне докучает.
- Пусть его, - повторил Сократ. - А вам, мои судьи, я хочу теперь
объяснить, почему, на мой взгляд,
человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью
полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. Как это
возможно, Симмий и Кебет, сейчас попытаюсь показать. Те, кто подлинно
предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и
смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так,
было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться только к этому, а потом,
когда оно оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким
рвением упражнялся!
Симмий улыбнулся.
[Душа и тело с точки зрения познания истины]
- Клянусь Зевсом, Сократ, - сказал он - мне не до смеха, но ты меня
рассмешил. Я думаю, большинство людей, услыхав тебя, решили бы, что очень
метко нападают на философов, да и наши земляки присоединились бы к ним с
величайшей охотой: ведь философы, решат они, на самом деле желают умереть,
а стало быть, совершенно ясно, что они заслуживают такой участи.
- И правильно решат, Симмий, только вот насчет того, что им ясно, -
это неправильно. Им не понятно
и не ясно, в каком смысле желают умереть и заслуживают смерти
истинные философы и какой именно смерти. Так что будем лучше
обращаться друг к другу, а большинство оставим в покое. Скажи, как мы
рассудим: смерть есть нечто?
- Да, конечно, - отвечал Симмий.
- Не что иное, как отделение души от тела, верно? А 'быть мертвым' -
это значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что
душа, отделенная от тела, - тоже сама по себе? Или, быть может, смерть - это
что-нибудь иное?
- Нет, то самое, - сказал Симмий.
- Теперь смотри, друг, готов ли ты разделить мой взгляд. Я думаю, мы
сделаем шаг вперед в нашем исследовании, если начнем вот с чего. Как, по-
твоему, свойственно философу пристрастие к так называемым довольствиям,
например к питью или к еде?
- Ни в коем случае, о Сократ, - отвечал Симмий.
- А к любовным наслаждениям?
- И того меньше!
- А к остальным удовольствиям из числа тех, что относятся к уходу за
телом? Как тебе кажется, много они значат для такого человека? Например,
щегольские сандалии, или плащ, или другие наряды, украшающие тело, -
ценит он подобные вещи или не ставит ни во что, разумеется, кроме самых
необходимых? Как тебе кажется?
- Мне кажется, ни во что не ставит. По крайней мере, если он настоящий
философ.
- Значит, вообще, по-твоему, его заботы обращены не на тело, но почти
целиком - насколько возможно отвлечься от собственного тела - на душу?
- По-моему, так.
- Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ,
что освобождает