Платон

Ф е д о н

и священные рощи

богов, и боги действительно обитают в этих святилищах и через

знамения, вещания, видения общаются с людьми. И люди видят Солнце,

и Луну, и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего

этого - полное блаженство.

Такова природа той Земли в целом и того, что ее окружает. Но во

впадинах по всей Земле есть много мест, то еще более глубоких и

открытых, чем впадина, в которой живем мы, то хоть и глубоких, но со

входом более тесным, чем зев нашей впадины. А есть и менее глубокие,

но более пространные. Все они связаны друг с другом подземными

ходами разной ширины, идущими в разных направлениях, так что

обильные воды переливаются из одних впадин в другие, словно из чаши

в чашу, и под землею текут неиссякающие, невероятной ширины реки -

горячие и холодные. И огонь под землею в изобилии, и струятся

громадные огненные реки и реки мокрой грязи, где более густой, где

более жидкой, вроде грязевых потоков в Сицилии, какие бывают перед

извержением лавы, или вроде самой лавы. Эти реки заполняют каждое

из углублений, и каждая из них в свою очередь всякий раз принимает

все новые потоки воды или огня, которые движутся то вверх, то вниз,

словно какое-то колебание происходит в недрах. Природа этого

колебания вот примерно какая. Один из зевов Земли - самый большой

из всех; там начало пропасти, пронизывающей Землю насквозь, и об

этом упоминает Гомер, говоря

Пропасть далекая, где под землей глубочайшая бездна.

И сам Гомер в другом месте, и многие другие поэты называют ее

Тартаром. В эту пропасть стекают все реки, и в ней снова берут начало, и

каждая приобретает свойства земли, по которой течет. Причина, по какой

все они вытекают из Тартара и туда же впадают, в том, что у всей этой влаги

нет ни дна, ни основания и она колеблется - вздымается и опускается, а

вместе с нею и окутывающие ее воздух и ветер: они следуют за влагой, куда

бы она ни двинулась, - в дальний ли конец той Земли или в ближний. И как

при дыхании воздух все время течет то в одном, то в другом направлении,

так и там ветер колеблется вместе с влагой и то врывается в какое-нибудь

место, то вырывается из него, вызывая чудовищной силы вихри.

Когда вода отступает в ту область, которую мы зовем нижнею, она

течет сквозь землю по руслам тамошних рек и наполняет их, словно

оросительные канавы; а когда уходит оттуда и устремляется сюда, то

снова наполняет здешние реки, и они бегут подземными протоками,

каждая к тому месту, куда проложила себе путь, и образуют моря и

озера, дают начала рекам и ключам. А потом они снова исчезают в

глубине той Земли и возвращаются в Тартар: иная - более долгой

дорогою, через многие и отдаленные края, иная - более короткой. И

всегда устье лежит ниже истока: иногда гораздо ниже высоты, на какую

вода поднималась при разливе, иногда ненамного. Иной раз исток и

устье на противоположных сторонах, а иной раз - по одну сторону от

середины той Земли. А есть и такие потоки, что описывают полный круг,

обвившись вокруг той Земли кольцом или даже несколькими кольцами,

точно змеи; они спускаются в самую большую глубину, какая только

возможна, но впадают все в тот же Тартар. Спуститься же в любом из

направлений можно только до середины Земли, но не дальше: ведь

откуда бы ни текла река, с обеих сторон от середины местность для нее

пойдет круто вверх.

Этих рек многое множество, они велики и разнообразны, но особо

примечательны среди них четыре. Самая большая из всех и самая далекая

от середины течет по кругу; она зовется Океаном. Навстречу ей, но по

другую сторону от центра течет Ахеронт. Он течет по многим пустынным

местностям, главным образом под землей, и заканчивается озером

Ахерусиадой. Туда приходят души большинства умерших и, пробыв

назначенный судьбою срок - какая больший, какая меньший, - отсылаются

назад, чтобы снова перейти в породу живых существ.

Третья река берет начало между двумя первыми и вскоре достигает

обширного места, пылающего жарким огнем, и образует озеро, где

бурлит вода с илом, размерами больше нашего моря. Дальше она бежит

по кругу, мутная и илистая, опоясывая ту Землю, и подходит вплотную к

краю озера Ахерусиады, но не смешивается с его водами. Описав под

землею еще много кругов, она впадает в нижнюю часть Тартара. Имя

этой реки - Пирифлегетонт, и она изрыгает наружу брызги своей лавы

повсюду, где коснется земной поверхности.

В противоположном от неё направлении берет начало четвертая река,

которая сперва течет