и не могу постигнуть иных причин, таких
мудреных, и, если мне говорят, что такая-то вещь прекрасна либо ярким
своим цветом, либо очертаниями, либо еще чем-нибудь в таком же роде, я
отметаю все эти объяснения, они только сбивают меня с толку. Просто, без
затей, может быть даже слишком бесхитростно, я держусь единственного
объяснения: ничто иное не делает вещь прекрасною, кроме присутствия
прекрасного самого по себе или общности с ним, как бы она ни возникла. Я
не стану далее это развивать, и настаиваю лишь на том, что все прекрасные
вещи становятся прекрасными через прекрасное [само по себе]. Надежнее
ответа нельзя, по-моему, дать ни себе, ни кому другому. Опираясь на него,
я ужа не оступлюсь. Да, я надежно укрылся от опасностей, сказавши себе и
другим, что прекрасное становится прекрасным благодаря прекрасному. И
тебе тоже так кажется?
- Да.
- И стало быть, большие вещи суть большие и бо'льшие суть бо'льшие
благодаря большому [самому по себе], а меньшие - благодаря малому?
- Да.
- И значит, если бы тебе сказали, что один человек головою больше
другого, а другой головою меньше, ты не принял бы этого утверждения, но
решительно бы его отклонил, заявивши так: 'Я могу сказать лишь одно -
что всякая вещь, которая больше другой вещи, такова лишь благодаря
большому, то есть она становится больше благодаря большому, а меньшее
становится меньшим лишь благодаря малому, то есть малое делает его
меньшим'. А если бы ты признал, что один человек головою больше, а
другой меньше, тебе пришлось бы, я думаю, опасаться, как бы не встретить
возражения: прежде всего в том, что большее у тебя есть большее, а мень-
шее - меньшее по одной и той же причине, а затем и в том, что большее
делает большим малое, - ведь голова-то мала! А быть большим благодаря
малому - это уж диковина! Ну что, не побоялся бы ты таких возражений?
- Побоялся бы, - отвечал Кебет со смехом.
- Стало быть, - продолжал Сократ, - ты побоялся бы утверждать, что
десять больше восьми на два и по этой причине превосходит восемь, но
сказал бы, что десять превосходит восемь количеством и через количество?
И что вещь в два локтя больше вещи в один локоть длиною, но не на
половину собственного размера? Ведь и здесь приходится опасаться того же
самого.
- Совершенно верно.
- Пойдем дальше. Разве не остерегся бы ты говорить, что, когда
прибавляют один к одному, причина появления двух есть прибавление, а
когда разделяют одно - то разделение? Разве ты не закричал бы во весь
голос, что знаешь лишь единственный путь, каким возникает любая вещь, -
это ее причастность особой сущности, которой она должна быть причастна,
и что в данном случае ты можешь назвать лишь единственную причину
возникновения двух - это причастность двойке. Всё, чему предстоит
сделаться двумя, должно быть причастно двойке, а чему предстоит
сделаться одним - единице. А всяких разделений, прибавлений и прочих
подобных тонкостей тебе даже и касаться не надо. На эти вопросы пусть
отвечают те, кто помудрее тебя, ты же, боясь, как говорится, собственной
тени и собственного невежества, не расставайся с надежным и верным осно-
ванием, которое мы нашли, и отвечай соответственно. Если же кто
ухватится за само основание, ты не обращай на это внимания и не торопись
с ответом, пока не исследуешь вытекающие из него следствия и не
определишь, в лад или не в лад друг другу они звучат. А когда потребуется
оправдать само основание, ты сделаешь это точно таким же образом -
положишь в основу другое, лучшее в сравнении с первым, как тебе
покажется, и так до тех пор, пока не достигнешь удовлетворительного
результата. Но ты не станешь все валить в одну кучу, рассуждая разом и об
исходном понятии, и о его следствиях, как делают завзятые спорщики: ведь
ты хочешь найти подлинное бытие, а среди них, пожалуй, ни у кого нет об
этом ни речи, ни заботы. Своею премудростью они способны все перепутать
и замутить, но при этом остаются вполне собою довольны. Ты, однако ж,
философ и потому, я надеюсь, поступишь так, как я сказал.
- Ты совершенно прав, - в один голос откликнулись Симмий и Кебет.
Э х е к р а т. Клянусь Зевсом, Федон, иначе и быть не могло! Мне
кажется, Сократ говорил изумительно ясно, так что впору понять и слабому
уму.
Ф е д о н. Верно, Эхекрат, все, кто был тогда подле него, так и решили.
Э х е к р а т. Вот и мы тоже, хоть нас там и не было, и мы лишь сейчас
это слышим. А о чем шла беседа после этого?
Ф е д о н. Помнится, когда Симмий