кости свободно ходят в своих суставах, сухожилия, растягиваясь и
напрягаясь, позволяют Сократу сгибать ноги и руки. Вот по этой-то при-
чине он и сидит теперь здесь, согнувшись'. И для беседы нашей можно
найти сходные причины - голос, воздух, слух и тысячи иных того же
рода, пренебрегши истинными причинами - тем, что, раз уж афиняне
почли за лучшее меня осудить, я в свою очередь счел за лучшее сидеть
здесь, счел более справедливым остаться на месте и понести то
наказание, какое они назначат. Да, клянусь собакой, эти жилы и эти
кости уже давно, я думаю, были бы где-нибудь в Мегарах или в Беотии,
увлеченные ложным мнением о лучшем, если бы я не признал более
справедливым и более прекрасным не бежать и не скрываться, но
принять любое наказание, какое бы ни назначило мне государство.
Нет, называть подобные вещи причинами - полная бессмыслица. Если
бы кто говорил, что без всего этого - без костей, сухожилий и всего прочего,
чем я владею, - я бы не мог делать то, что считаю нужным, он говорил бы
верно. Но утверждать, будто они причина всему, что я делаю, и в то же
время что в данном случае я повинуюсь Уму, а не сам избираю наилучший
образ действий, было бы крайне необдуманно. Это значит не различать
между истинной причиной и тем, без чего причина не могла бы быть
причиною. Это последнее толпа, как бы ощупью шаря в потемках, называет
причиной - чуждым, как мне кажется, именем. И вот последствия: один
изображает Землю недвижно покоящейся под небом и окруженною неким
вихрем, для другого она что-то вроде мелкого корыта, поддерживаемого
основанием из воздуха, но силы, которая наилучшим образом устроила все
так, как оно есть сейчас, - этой силы они не ищут и даже не предполагают за
нею великой божественной мощи. Они надеются в один прекрасный день
изобрести Атланта, еще более мощного и бессмертного, способного еще
тверже удерживать все на себе, и нисколько не предполагают, что в
действительности все связуется и удерживается благим и должным. А я с
величайшей охотою пошел бы в учение к кому угодно, лишь бы узнать и
понять такую причину. Но она не далась мне в руки, я и сам не сумел ее
отыскать, и от других ничему не смог научиться, и тогда в поисках причины
я снова пустился в плавание. Хочешь, я расскажу тебе, Кебет, о моих стара-
ниях?
- Очень хочу! - отвечал Кебет.
- После того, - продолжал Сократ, - как я отказался от исследования
бытия, я решил быть осторожнее, чтобы меня не постигла участь тех, кто
наблюдает и исследует солнечное затмение. Иные из них губят себе глаза,
если смотрят прямо на Солнце, а не на его образ в воде или еще в чем-
нибудь подобном, - вот и я думал со страхом, как бы мне совершенно не
ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами и пытаясь коснуться их при
помощи того или иного из чувств. Я решил, что надо прибегнуть к
отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия, хотя
уподобление, которым я при этом пользуюсь, в чем-то, пожалуй, и ущербно.
Правда, я не очень согласен, что тот, кто рассматривает бытие в понятиях,
лучше видит его в уподоблении, чем если рассматривать его в
осуществлении. Как бы там ни было, именно этим путем двинулся я вперед,
каждый раз полагая в основу понятие, которое считал самым надежным; и
то, что, как мне кажется, согласуется с этим понятием, я принимаю за
истинное - идет ли речь о причине или о чем бы то ни было ином, - а что не
согласно с ним, то считаю неистинным. Но я хочу яснее высказать тебе
свою мысль. Мне кажется, ты меня еще не понимаешь.
- Да, клянусь Зевсом, - сказал Кебет. - Не совсем.
- Но ведь я не говорю ничего нового, а лишь повторяю то, что говорил
всегда - и ранее, и только что в нашей беседе. Я хочу показать тебе тот вид
причины, который я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к уже сто раз
слышанному и с него начинаю, полагая в основу, что существует прекрасное
само по себе, и благое, я великое, и все прочее. Если ты согласишься со мною
и признаешь, что так оно и есть, я надеюсь, это позволит мне открыть и
показать тебе причину бессмертия души.
- Считай, что я согласен, и иди прямо к цели, - отвечал Кебет.
- Посмотри же, примешь ли ты вместе со мною и
то, что за этим следует. Если существует что-либо прекрасное помимо
прекрасного самого по себе, оно, мне кажется, не может быть прекрасным
иначе, как через причастность прекрасному самому по себе. Так же я
рассуждаю и во всех остальных случаях. Признаешь ты эту причину?
- Признаю.
- Тогда я уже не понимаю