головою выше, то никаких сомнений это у меня не вызывало. И
два коня рядом - тоже. Или еще нагляднее: десять мне казалось больше
восьми потому, что к восьми прибавляется два, а вещь в два локтя длиннее
вещи в один локоть потому, что превосходит ее на половину собственной
длины.
- Ну, хорошо, а что ты думаешь обо всем этом теперь? - спросил Кебет.
- Теперь, клянусь Зевсом, - сказал Сократ, - я далек от мысли, будто
знаю причину хотя бы одной из этих вещей. Я не решаюсь судить даже
тогда, когда к единице прибавляют единицу, - то ли единица, к которой
прибавили другую, стала двумя, то ли прибавляемая единица и та, к
которой прибавляют, вместе становятся двумя через прибавление одной к
другой. Пока каждая из них была отдельно от другой, каждая оставалась
единицей и двух тогда не существовало, но вот они сблизились, и я
спрашиваю себя: в этом ли именно причина возникновения двух - в том,
что произошла встреча, вызванная взаимным сближением? И если кто
разделяет единицу, я не могу больше верить, что двойка появляется именно
по этой причине - через разделение, ибо тогда причина будет как раз про-
тивоположной причине образования двух: только что мы утверждали,
будто единицы взаимно сближаются и прибавляются одна к другой, а
теперь говорим, что одна от другой отделяется и отнимается! И я не могу
уверить себя, будто понимаю, почему и как возникает единица или что бы
то ни было иное - почему оно возникает, гибнет или существует. Короче
говоря, этот способ исследования мне решительно не нравится, и я
выбираю себе наугад другой.
Но однажды мне кто-то рассказал, как он вычитал в книге
Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной
Ум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный
выход из затруднений, если всему причина - Ум. Я решил, что если так, то
Ум-устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь
помещать там, где ей всего лучше находиться. И если кто желает отыскать
причину, по которой что-либо рождается, гибнет или существует, ему
следует выяснить, как лучше всего этой вещи существовать, действовать
или самой испытывать какое-либо воздействие. Исходя из этого
рассуждения, человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем
ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного. Конечно, он
непременно должен знать и худшее, ибо знание лучшего и знание худшего
- это одно и то же знание. Рассудивши так, я с удовольствием думал, что
нашел в Анаксагоре учителя, который откроет мне причину бытия,
доступную моему разуму, и прежде всего расскажет, плоская ли Земля или
круглая, а рассказавши, объяснит необходимую причину - сошлется на
самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не
какой-нибудь еще. И если он скажет, что Земля находится в центре [мира],
объяснит, почему ей лучше быть в центре. Если он откроет мне все это,
думал я, я готов не искать причины иного рода. Да, я был готов спросить у
него таким же образом о Солнце, Луне и звездах - о скорости их движения
относительно друг друга, об их поворотах и обо всем остальном, что с
ними происходит: каким способом каждое из них действует само или
подвергается воздействию. Я ни на миг не допускал мысли, что, назвавши
их устроителем Ум, Анаксагор может ввести еще какую-то причину
помимо той, что им лучше всего быть в таком положении, в каком они и
находятся. Я полагал, что, определив причину каждого из них и всех
вместе, он затем объяснит, что всего лучше для каждого и в чем их общее
благо. И эту свою надежду я не отдал бы ни за что! С величайшим рвением
принялся я за книги Анаксагора, чтобы поскорее их прочесть и поскорее
узнать, что же всего лучше и что хуже.
Но с вершины изумительной этой надежды, друг Кебет, я стремглав
полетел вниз, когда, продолжая читать, увидел, что Ум у него остается
без всякого применения и что порядок вещей вообще не возводится ни к
каким причинам, но приписывается - совершенно нелепо - воздуху,
эфиру, воде и многому иному. На мой взгляд, это все равно, как если бы
кто сперва объявил, что всеми своими действиями Сократ обязан Уму, а
потом, принявшись объяснять причины каждого из них в отдельности,
сказал: 'Сократ сейчас сидит здесь потому, что его тело состоит из
костей и сухожилий и кости твердые и отделены одна от другой
сочленениями, а сухожилия могут натягиваться и расслабляться и окру-
жают кости - вместе с мясом и кожею, которая все охватывает. И так как