умилостивили. Теперь очередь Кадма, Кебет. Как нам приобрести
его благосклонность, какими доводами?
- Мне кажется, ты найдешь как, - отозвался Кебет. - Во всяком случае,
твои возражения против гармонии меня просто восхитили - настолько они
были неожиданны. Слушая Симмия, когда он говорил о своих
затруднениях, я все думал: неужели кто-нибудь сумеет справиться с его
доводами? И мне было до крайности странно, когда он не выдержал и
первого твоего натиска. Так что я бы не удивился, если бы та же участь
постигла и Кадмовы доводы.
- Ах, милый ты мой, - сказал Сократ, - не надо громких слов - как бы
кто не испортил наше рассуждение еще раньше, чем оно началось. Впрочем,
об этом позаботится божество, а мы по-гомеровски вместе пойдем и
посмотрим, дело ли ты говоришь.
Что ты хочешь выяснить? Главное, если я не ошибаюсь, вот что. Ты
требуешь доказательства, что душа наша неуничтожима и бессмертна: в
противном случае, говоришь ты, отвага философа, которому предстоит
умереть и который полон бодрости и спокойствия, полагая, что за могилою
он найдет блаженство, какого не мог бы обрести, если бы прожил свою
жизнь иначе, - его отвага безрассудна и лишена смысла. Пусть мы
обнаружили, что душа сильна и богоподобна, что она существовала и до
того, как мы родились людьми, - все это, по-твоему, свидетельствует не о
бессмертии души, но лишь о том, что она долговечна и уже существовала
где-то в прежние времена неизмеримо долго, многое постигла и многое
совершила. Но к бессмертию это ее нисколько не приближает, напротив,
само вселение ее в человеческое тело было для души началом гибели,
словно болезнь. Скорбя проводит она эту свою жизнь, чтобы под конец
погибнуть в том, что зовется смертью. И совершенно безразлично,
утверждаешь ты, войдет ли она в тело раз или много раз, по крайней мере
для наших опасений: если только человек не лишен рассудка, он
непременно должен опасаться - ведь он не знает, бессмертна ли душа, и не
может этого доказать.
Вот, сколько помнится, то, что ты сказал, Кебет. Я повторяю это
нарочно, чтобы ничего не пропустить и чтобы ты мог что-нибудь
прибавить или убавить, если пожелаешь.
А Кебет в ответ:
- Нет, Сократ, сейчас я ничего не хочу ни убавлять, ни прибавлять. Это все,
что я сказал.
Сократ задумался и надолго умолк. Потом начал так:
- Не простую задачу задал ты, Кебет. Чтобы ее решить, нам придется
исследовать причину рождения и разрушения в целом. И если ты не
против, я расскажу тебе о том, что приключилось со мной во время такого
исследования. Если что из этого рассказа покажется тебе полезным, ты
сможешь использовать это для подкрепления твоих взглядов.
- Конечно, я не против, - ответил Кебет.
[Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни]
- Тогда послушай. В молодые годы, Кебет, у меня была настоящая
страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы.
Мне представлялось чем-то возвышенным знать причины каждого
явления - почему что рождается, почему погибает и почему существует. И
я часто бросался из крайности в крайность и вот какого рода вопросы
задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное вызывают
гниение, не тогда ли как судили некоторые, образуются живые существа?
Чем мы мыслим - кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим
и ни третьим, а это наш мозг вызывает чувство слуха, в зрения, и
обоняния, а из них возникают память и представление, а из памяти и
представления, когда они приобретут устойчивость, возникает знание?
Размышлял я и о гибели всего этого, и о переменах, которые происходят
в небе и на Земле, и всё для того, чтобы в конце концов счесть себя
совершенно непригодным к такому исследованию. Сейчас я приведу тебе
достаточно веский довод. До тех пор я кое-что знал ясно - так казалось и мне
самому, и остальным, - а теперь, из-за этих исследований, я окончательно
ослеп и утратил даже то знание, что имел прежде, - например, среди многого
прочего перестал понимать, почему человек растет. Прежде я думал, что это
каждому ясно: человек растет потому, что ест и пьет. Мясо прибавляется к
мясу, кости - к костям, и так же точно, по тому же правилу, всякая часть
[пищи] прибавляется к родственной ей части человеческого тела и
впоследствии малая величина становится большою. Так малорослый человек
делается крупным. Вот как я думал прежде. Правильно, по-твоему, или нет?
- По-моему, правильно, - сказал Кебет.
- Или еще. Если высокий человек, стоя рядом с низкорослым,
оказывался