Платон

Ф е д о н

введу в обман разом и себя самого, и вас, а потом исчезну,

точно пчела, оставившая в ранке жало.

Однако ж вперед! Раньше всего напомните мне, что говорили, - на

случай, если я что забыл. Симмий, если не ошибаюсь, был в сомнении и в

страхе, как бы душа, хотя она и божественнее и прекраснее тела, всё же не

погибла первою - по той причине, что она своего рода гармония. А Кебет,

мне кажется, соглашается со мною в том, что душа долговечнее тела, но, по

его мнению, никто не может быть уверен, что душа, после того как сменит и

сносит много тел, покидая последнее из них, не погибает и сама; именно

гибель души и есть, собственно, смерть, потому что тело отмирает и гибнет

непрестанно. Это или что другое нужно нам рассмотреть, Кебет и Симмий?

Оба отвечали, что именно это.

- Скажите, - продолжал Сократ, - вы отвергаете все прежние доводы

целиком или же одни отвергаете, а другие нет?

- Одни отвергаем, - отвечали они, - другие нет.

- А как насчет того утверждения, что знание - это припоминание и что,

если так, душа наша непременно должна была где-то существовать, прежде

чем попала в в оковы тела?

- Я, - промолвил Кебет, - и тогда нашел это утверждение на редкость

убедительным, и сейчас ни в коем случае не хочу от него отказываться.

- И я так считаю, - сказал Симмий, - и был бы очень изумлен, если

бы мое мнение вдруг переменилось.

Тогда Сократ:

- А между тем, друг-фиванец, тебе придется его переменить, если ты

останешься при мысли, что гармония - это нечто составное, а душа - своего

рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал. Ведь ты едва ли

и сам допустишь, что гармония сложилась и существовала прежде, нежели

то, из чего ей предстояло сложиться. Или все-таки допустишь?

- Никогда, Сократ! - воскликнул Симмий.

- Но ты видишь, что именно это ты нечаянно и утверждаешь? Ведь ты

говоришь, что душа существует до того, как воплотится в человеческом

образе, а значит, она существует, сложившись из того, что еще не су-

ществует. Ведь гармония совсем непохожа на то, чему ты уподобляешь ее

сейчас: наоборот, сперва рождается лира, и струны, и звуки, пока еще

негармоничные, и лишь последней возникает гармония и первой разру-

шается. Как же этот новый твой довод будет звучать в лад с прежним?

- Никак не будет, - отвечал Симмий.

- А ведь если какому доводу и следует звучать стройно и в лад, так уж

тому, который касается гармонии.

- Да, конечно, - согласился Симмий.

- А у тебя не выходит в лад, - сказал Сократ. - Так что гляди, какой из

двух доводов ты выбираешь: что знание - это припоминание или что душа -

гармония.

- Первый, Сократ, несомненно, первый. Второй

я усвоил без доказательства, соблазненный его правдоподобием и

изяществом, то есть так же, как обычно принимает его большинство

людей. Но я прекрасно знаю, что доводы, доказывающие свою правоту

через правдоподобие, - это пустохвалы, и, если не быть настороже, они

обманут тебя самым жестоким образом. Так случается и в геометрии, и во

всем прочем. Иное дело - довод о припоминании и знании: он строится на

таком основании, которое заслуживает доверия. Сколько я помню, мы

говорили, что душа существует до перехода своего в тело с такой же

необходимостью, с какою ей принадлежит сущность, именуемая бытием.

Это основание я принимаю как верное и достаточное и нимало в нем не

сомневаюсь. А если так, я, по-видимому, не должен признавать, что душа

есть гармония, кем бы этот взгляд ни высказывался - мною или еще кем-

нибудь.

- Ну, так и что же, Симмий? Как тебе кажется, может ли гармония или

любое другое сочетание проявить себя как-то иначе, чем составные части, из

которых оно складывается?

- Никак не может.

- Стало быть, как я думаю, ни действовать

само, ни испытывать воздействие как-нибудь иначе, чем

ни?

Симмий согласился.

- И значит, гармония не может руководить своими составными

частями, наоборот, она должна следовать за ними?

Симмий подтвердил.

- И уж подавно ей и не двинуться, и не прозвучать вопреки составным

частям, одним словом, никакого противодействия им не оказать?

Да, ни малейшего.

- Пойдем дальше. Всякая гармония по природе своей такова, какова

настройка?

- Не понимаю тебя.

- Ну, а если настройка лучше, полнее - допустим, что такое возможно,

- то и гармония была бы гармонией в большей мере, а если хуже и менее

полно, то в меньшей мере.

- Совершенно верно.

- А к душе это приложимо, так чтобы хоть ненамного одна душа была

лучше, полнее другой или хуже, слабее именно как душа?

-