введу в обман разом и себя самого, и вас, а потом исчезну,
точно пчела, оставившая в ранке жало.
Однако ж вперед! Раньше всего напомните мне, что говорили, - на
случай, если я что забыл. Симмий, если не ошибаюсь, был в сомнении и в
страхе, как бы душа, хотя она и божественнее и прекраснее тела, всё же не
погибла первою - по той причине, что она своего рода гармония. А Кебет,
мне кажется, соглашается со мною в том, что душа долговечнее тела, но, по
его мнению, никто не может быть уверен, что душа, после того как сменит и
сносит много тел, покидая последнее из них, не погибает и сама; именно
гибель души и есть, собственно, смерть, потому что тело отмирает и гибнет
непрестанно. Это или что другое нужно нам рассмотреть, Кебет и Симмий?
Оба отвечали, что именно это.
- Скажите, - продолжал Сократ, - вы отвергаете все прежние доводы
целиком или же одни отвергаете, а другие нет?
- Одни отвергаем, - отвечали они, - другие нет.
- А как насчет того утверждения, что знание - это припоминание и что,
если так, душа наша непременно должна была где-то существовать, прежде
чем попала в в оковы тела?
- Я, - промолвил Кебет, - и тогда нашел это утверждение на редкость
убедительным, и сейчас ни в коем случае не хочу от него отказываться.
- И я так считаю, - сказал Симмий, - и был бы очень изумлен, если
бы мое мнение вдруг переменилось.
Тогда Сократ:
- А между тем, друг-фиванец, тебе придется его переменить, если ты
останешься при мысли, что гармония - это нечто составное, а душа - своего
рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал. Ведь ты едва ли
и сам допустишь, что гармония сложилась и существовала прежде, нежели
то, из чего ей предстояло сложиться. Или все-таки допустишь?
- Никогда, Сократ! - воскликнул Симмий.
- Но ты видишь, что именно это ты нечаянно и утверждаешь? Ведь ты
говоришь, что душа существует до того, как воплотится в человеческом
образе, а значит, она существует, сложившись из того, что еще не су-
ществует. Ведь гармония совсем непохожа на то, чему ты уподобляешь ее
сейчас: наоборот, сперва рождается лира, и струны, и звуки, пока еще
негармоничные, и лишь последней возникает гармония и первой разру-
шается. Как же этот новый твой довод будет звучать в лад с прежним?
- Никак не будет, - отвечал Симмий.
- А ведь если какому доводу и следует звучать стройно и в лад, так уж
тому, который касается гармонии.
- Да, конечно, - согласился Симмий.
- А у тебя не выходит в лад, - сказал Сократ. - Так что гляди, какой из
двух доводов ты выбираешь: что знание - это припоминание или что душа -
гармония.
- Первый, Сократ, несомненно, первый. Второй
я усвоил без доказательства, соблазненный его правдоподобием и
изяществом, то есть так же, как обычно принимает его большинство
людей. Но я прекрасно знаю, что доводы, доказывающие свою правоту
через правдоподобие, - это пустохвалы, и, если не быть настороже, они
обманут тебя самым жестоким образом. Так случается и в геометрии, и во
всем прочем. Иное дело - довод о припоминании и знании: он строится на
таком основании, которое заслуживает доверия. Сколько я помню, мы
говорили, что душа существует до перехода своего в тело с такой же
необходимостью, с какою ей принадлежит сущность, именуемая бытием.
Это основание я принимаю как верное и достаточное и нимало в нем не
сомневаюсь. А если так, я, по-видимому, не должен признавать, что душа
есть гармония, кем бы этот взгляд ни высказывался - мною или еще кем-
нибудь.
- Ну, так и что же, Симмий? Как тебе кажется, может ли гармония или
любое другое сочетание проявить себя как-то иначе, чем составные части, из
которых оно складывается?
- Никак не может.
- Стало быть, как я думаю, ни действовать
само, ни испытывать воздействие как-нибудь иначе, чем
ни?Симмий согласился.
- И значит, гармония не может руководить своими составными
частями, наоборот, она должна следовать за ними?
Симмий подтвердил.
- И уж подавно ей и не двинуться, и не прозвучать вопреки составным
частям, одним словом, никакого противодействия им не оказать?
Да, ни малейшего.
- Пойдем дальше. Всякая гармония по природе своей такова, какова
настройка?
- Не понимаю тебя.
- Ну, а если настройка лучше, полнее - допустим, что такое возможно,
- то и гармония была бы гармонией в большей мере, а если хуже и менее
полно, то в меньшей мере.
- Совершенно верно.
- А к душе это приложимо, так чтобы хоть ненамного одна душа была
лучше, полнее другой или хуже, слабее именно как душа?
-