ранним утром подле суда, где слушалось
его дело: суд стоит
неподалеку от тюрьмы. Всякий раз мы коротали время
за разговором, ожидая, пока отопрут тюремные двери.
Отпирались они не так уж рано, когда же наконец отпирались, мы входили к
Сократу и большею частью проводили с ним целый день. В то утро мы
собрались раньше обыкновенного: накануне вечером, уходя из тюрьмы, мы
узнали, что корабль возвратился с Делоса.
Вот мы и условились сойтись в обычном месте как можно раньше.
Приходим мы к тюрьме, появляется привратник, который всегда нам
отворял, и велит подождать и не входить, пока он сам не позовет.
- Одиннадцать, - сказал он, - снимают оковы
с Сократа и отдают распоряжения насчет казни. Казнить будут сегодня.
Спустя немного он появился снова и велел нам войти. Войдя, мы увидели
Сократа, которого только что рас-
ковали, рядом сидела Ксантиппа - ты ведь ее знаешь -
с ребенком на руках.
Увидев нас, Ксантиппа заголосила, запричитала, по женской привычке, и
промолвила так:
Ох, Сократ, нынче в последний раз беседуешь ты с друзьями, а
друзья - с тобою.
Тогда Сократ взглянул на Критона и сказал:
- Критон, пусть кто нибудь уведет ее домой.
И люди Критона повели ее, а она кричала и била себя в грудь.
Сократ сел на кровати, подогнул под себя ногу и потер ее рукой. Не
переставая растирать ногу, он сказал:
- Что за странная это вещь, друзья, - то, что люди зовут 'приятным'! И
как удивительно, на мой взгляд, относится оно к тому, что принято считать
его противоположностью, - к мучительному! Вместе разом они в человеке
не уживаются, но, если кто гонится за одним и его настигает, он чуть ли не
против воли получает и второе: они словно срослись в одной вершине. Мне
кажется, - продолжал он, - что, если бы над этим поразмыслил Эзоп, он
сочинил бы басню о том, как бог, желая их примирить, не смог, однако ж,
положить конец их вражде и тогда соединил их головами. Вот почему, как
появится одно - следом спешит и другое. Так и со мной: прежде ноге было
больно от оков, а теперь - вслед за тем - приятно.
Тут Кебет перебил его:
- Клянусь Зевсом, Сократ, хорошо, что ты мне напомнил! Меня уже
несколько человек спрашивали насчет стихов, которые ты здесь сочинил, -
переложений Эзоповых притч и гимна в честь Аполлона, - и, между прочим,
Евен недавно дивился, почему это, попавши сюда, ты вдруг взялся за стихи:
ведь раньше ты никогда их не писал. И если тебе не все равно, как я отвечу
Евену, когда он в следующий раз об этом спросит - а он непременно
спросит! - научи, что мне сказать.
- Скажи ему правду, Кебет, - промолвил Сократ, - что я не хотел
соперничать с ним или с его искусством - это было бы нелегко, я вполне
понимаю, - но просто пытался, чтобы очиститься, проверить значение
некоторых моих сновидений: не этим ли видом искусства они так часто
повелевали мне заниматься. Сейчас я тебе о них расскажу.
В течение жизни мне много раз являлся один и тот же сон. Правда,
видел я не всегда одно и то же, но слова слышал всегда одинаковые:
'Сократ, твори и трудись на поприще Муз'. В прежнее время я считал это
призывом и советом делать то, что я и делал. Как зрители подбадривают
бегунов, так, думал я, и это сновидение внушает мне продолжать мое дело -
творить на поприще Муз, ибо высочайшее из искусств - это философия, а
ею-то я и занимался. Но теперь, после суда, когда празднество в честь бога
отсрочило мой конец, я решил, что, быть может, сновидение приказывало
мне заняться обычным искусством, и надо не противиться его голосу, но
подчиниться: ведь надежнее будет повиноваться сну и не уходить, прежде
чем не очистишься поэтическим творчеством. И вот первым делом я сочи-
нил песнь в честь того бога, чей праздник тогда справляли, а почтив бога, я
понял, что поэт - если только он хочет быть настоящим поэтом - должен
творить мифы, а не рассуждения. Сам же я даром воображения не владею,
вот я и взял то, что было мне всего доступнее, - Эзоповы басни. Я знал их
наизусть и первые же какие пришли мне на память, переложил стихами.
Так все и объясни Евену, Кебет, а еще скажи ему от меня 'прощай' и
прибавь, чтобы как можно скорее следовал за мною, если он человек
здравомыслящий. Я-то видимо, сегодня отхожу - так велят афиняне.
Тут вмешался Симмий:
- Да как же убедить в этом Евена, Сократ? Мне много раз приходилось
с ним встречаться, и, насколько я знаю этого человека, ни за что он не
послушается твоего совета по доброй воле.
- Почему же? Разве Евен не философ?
-