душ еще до нашего рождения, и, видимо, если
нет одного, то нет и другого?
- По-моему, это совершенно необходимо, Сократ, - ответил Симмий.
- И какое прекрасное прибежище находит наше рассуждение в том, что
одинаково существуют и души до рождения, и те сущности, о которых ты
говоришь! Для меня, по крайней мере, нет ничего более очевидного: да,
все эти вещи безусловно и неоспоримо существуют - и прекрасное, и
доброе, и все остальное, о чем ты сейчас говорил. Что до меня, мне других
доводов не надо!
- А как быть с Кебетом? - спросил Сократ. - Нужно ведь и его
убедить.
- Я думаю, и ему этого достаточно, - сказал Симмий, - хотя нет на свете
человека более упорного и недоверчивого. И все же, я думаю, он вполне
убедился, что душа наша существовала до того, как мы родились. Но будет
ли она существовать и после того, как мы умрем, - продолжал он, - это и
мне, Сократ, представляется еще не доказанным. Еще не опровергнуто
опасение большинства, о котором говорил Кебет, что со смертью человека
душа немедленно рассеивается и ее существованию настает конец. В самом
деле, пусть даже она возникла и образовалась где-то в ином месте и
существовала прежде, чем войти в человеческое тело, - разве это мешает ей,
после того как она наконец войдет в тело, а затем избавится от него, погиб-
нуть и разрушиться самой?
- Ты прав, Симмий, - заметил Кебет. - Я бы сказал так: доказана
только половина того, что нужно, а именно что наша душа существовала
прежде, чем мы родились. Надо еще доказать, что и когда мы умрем, она
будет существовать ничуть не хуже, чем до нашего рождения. Иначе
доказательство останется незавершенным.
- Оно уже и теперь завершено, Симмий и Ке-
бет, - возразил Сократ, - если вы потрудитесь соединить в одно два
доказательства - это и другое, на котором мы сошлись раньше, то есть что
все живое возникает из умершего. Раз наша душа существовала ранее, то,
вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти,
из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна
существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова. Значит,
то, о чем вы говорите, уже доказано. И все же, мне кажется, и ты, и
Симмий были бы не прочь углубить это доказательство потому, что
испытываете детский страх, как бы и вправду ветер не разнес и не рассеял
душу, когда она выходит из тела, - в особенности если человеку выпало
умирать не в тихую погоду, а в сильную бурю.
Кебет улыбнулся.
- Ну что ж, Сократ, - сказал он, - постарайся переубедить трусов. А
впрочем, не то чтобы мы сами трусили, но, пожалуй, сидит и в нас какое-
то малое дитя - оно-то всего этого и боится. Постарайся же его
разубедить, чтобы оно не страшилось смерти, точно
буки.
- Так ведь над ним придется каждый день произносить заклинания, пока
вы его совсем не исцелите, - сказал Сократ.
- Но где же нам взять чародея, сведущего в таких заклинаниях, если ты,
Сократ, нас покидаешь?
- Греция велика, Кебет, и, конечно, сведущие люди найдутся. А
сколько племен и народов кроме греков! И в поисках такого чародея вам
надо обойти их все, не щадя ни денег, ни трудов, ибо нет на свете ничего, на
что было бы уместнее потратить деньги. Надо поискать и среди вас самих:
мне кажется, вы не так легко найдете человека, который сумел бы
исполнить эту задачу лучше вашего.
[Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души]
- Мы сделаем, Сократ, как ты говоришь, - сказал Кебет.
- Но вернемся к тому, от чего мы отвлеклись, если ты не против.
- Нисколько не против, наоборот!
- Прекрасно.
- Вот какой вопрос нам нужно задать себе, по-моему, - сказал
Сократ. - Чему свойственно испытывать это состояние, то есть
рассеиваться, и каким вещам оно грозит, и за какие, напротив, можно не
опасаться? Потом нужно рассудить, куда отнести душу, и уж в
зависимости от этого страшиться за нашу душу или быть за нее
спокойным.
- Да, верно ты говоришь.
- Не правда ли, рассеянию подвержено все составное и сложное по
природе - оно распадается таким
же образом, как прежде было составлено? И если
только вообще возможно этой участи избежать, то
лишь в одном случае: когда вещь оказывается несоставной?
- Я думаю, так оно и есть, - сказал Кебет
- Скорее всего можно предполагать, что несоставные вещи - это те,
которые всегда постоянны и неизменны, а те, что в разное время
неодинаковы и неизменностью вовсе не обладают, - те составные.
- По-моему, так.
- Тогда давай обратимся к тому, о чем мы говорили