человека и знать лиру - это ведь разные
знания?
- Само собой.
- Но тебе, конечно, известно, что испытывают влюбленные, когда
увидят лиру, или плащ, или иное
что из вещей своего любимца: они узнают лиру, и тут
же в уме у них возникает образ юноши, которому эта
лира принадлежит. Это и есть припоминание. Так же
точно, когда видят Симмия, часто вспоминают Кебета. Можно бы
назвать тысячи подобных случаев.
- Да, клянусь Зевсом, тысячи! - сказал Симмий.
- Стало быть, это своего рода припоминание, - продолжал Сократ. -
Но в особенности, мне кажется, нужно говорить о припоминании, когда
дело касается вещей, забытых с течением времени или давно не ви-
денных. Как, по-твоему?
- Ты совершенно прав.
- Теперь скажи мне, возможно ли, увидев нарисованного коня или
нарисованную лиру, вспомнить вдруг о человеке? Или, увидев
нарисованного Симмия, вспомнить Кебета?
- Вполне возможно.
- А увидев нарисованного Симмия, вспомнить самого Симмия?
- И это возможно.
- Не следует ли из всего этого, что припоминание вызывается когда
сходством, а когда и несходством?
- Следует.
- И если мы припоминаем о чем-то по сходству, не бывает ли при
этом, что мы непременно задаемся вопросом, насколько полно или,
напротив, неполно это сходство с припоминаемым?
- Непременно бывает.
- Тогда смотри, верно ли я рассуждаю дальше.
Мы признаем, что существует нечто, называемое равным, - я говорю не о
том, что бревно бывает равно бревну, камень камню и тому подобное, но о
чем-то ином, отличном от всего этого, - о равенстве самом по себе.
Признаем мы, что оно существует, или не признаем?
- Признаем, клянусь Зевсом, да еще как! - отвечал Симмий.
- И мы знаем, что это такое?
- Прекрасно знаем.
- Но откуда мы берем это знание? Не из тех ли вещей, о которых мы
сейчас говорили? Видя равные
между собою бревна, или камни, или еще что-нибудь,
мы через них постигаем иное, отличное от них. Или же
оно не кажется тебе иным, отличным? Тогда взгляни
вот так: бывает, что равные камни или бревна хоть
и не меняются нисколько, а все ж одному человеку
кажутся равными, а другому нет?
- Конечно, бывает.
- Ну, а равное само по себе - не случалось ли, чтобы оно казалось
тебе неравным, то есть чтобы равенство показалось тебе неравенством?
- Никогда, Сократ!
- Значит, это не одно и то же, - сказал Сократ, - равные вещи и само равенство.
- Никоим образом, на мой взгляд.
- И однако же, знание о нем ты примысливаешь и извлекаешь как
раз из этих равных вещей, как ни отличны они от самого равенства,
верно?
- Вернее не скажешь, - отвечал Симмий.
- И между ним и вещами может существовать либо сходство,
либо несходство?
- Разумеется.
- Впрочем, это не важно, - заметил Сократ. - Но всякий раз, когда вид
одной вещи вызывает у тебя мысль о другой, либо сходной с первою, либо
несходной, - это припоминание.
- Да, несомненно.
- А скажи, - продолжал Сократ, - с бревнами и другими равными
между собою вещами, которые мы
сейчас называли, дело обстоит примерно так же? Они
представляются нам равными в той же мере, что и рав-
ное само по себе, или им недостает этого равного, чтобы
ему уподобиться?
- Недостает, и очень, - отвечал Симмий.
- Тогда представь себе, что человек, увидев какой-нибудь предмет,
подумает: 'То, что у меня сейчас перед глазами стремится уподобиться
чему-то иному из существующего, но таким же точно сделаться не может
и остается ниже, хуже'. Согласимся ли мы, что этот человек непременно
должен заранее знать второй предмет, который он находит схожим с
первым, хоть и не полностью?
- Непременно согласимся.
- Прекрасно. А разве не такое же впечатление у нас составляется,
когда речь идет о равных вещах и равенстве самом по себе?
- Совершенно такое же!
- Ну, стало быть, мы непременно должны знать равное само по себе
еще до того, как впервые увидим равные предметы и уразумеем, что все
они стремятся
быть такими же, как равное само по себе, но полностью этого не
достигают.
- Да, верно.
- Но мы, конечно, согласимся и в том, что такая мысль возникает и может
возникнуть не иначе как при помощи зрения, осязания или иного чувственного
восприятия. То, что я говорю, относится ко всем чувствам одинаково.
- Да, одинаково, Сократ. По крайней мере, до тех пор, пока мы не
упускаем из виду цель нашего рассуждения.
- Итак, именно чувства приводят нас к мысли, что все
воспринимаемое чувствами стремится к доподлинно равному, не достигая,
однако, своей цели? Так мы скажем или по-другому?
- Да, так.
- Но отсюда