были смотреть, как
убивают овец перед ними!
В какой-то момент ему захотелось по нужде. Он положил нож на землю перед овечкой, которую
должен был забить следующей, и отошел в сторонку на пару минут. Возвратившись, он увидел,
что ножа нет, и принялся искать его. Hаконец он заметил, что острие ножа чуть-чуть
выглядывает из-под земли рядом с овечкой, и до него дошло, что это она ухитрилась его
закопать. Разозлившись, он пристально посмотрел на нее. Он увидел, что в ужасе от
приближающейся смерти, овечка вся дрожала от страха, и слезы катились у нее из глаз. Тут он
взглянул на остальных овец, и осознал, что все они тоже плакали от отчаяния.
Он подумал: 'Из-за своего жестокого Воззрения, ради только себя самого, ради продолжения
этой ничтожной и несчастной жизни, я убил столько животных! Как же они страдали! Сколько
зла я накопил! Я человек, но живу так, что эти овцы, с виду столь глупые, чувствуют больше
меня. Да я лучше умру, чем буду дальше жить в этом теле и творить зло!' Искренне
раскаявшись и ощущая в себе новое Воззрение, основанное на глубоком чувстве сострадания,
он взобрался на край высокого обрыва и, ни секунды не поколебавшись, бросился в пропасть.
Hо он не упал вниз. Благодаря своему новому Воззрению, он перелетел по воздуху на тот край
пропасти и благополучно приземлился. С тех пор он стал хорошим практиком. Он никогда
больше не причинял никому вреда, и в его уме всегда жило правильное Воззрение,
направленное на благо других.
Рядом с тем обрывом, с которого бросился мясник, находилась хижина, где много лет жил в
ретрите отшельник. Увидев, как мясник бросился со скалы и перелетел по воздуху на соседнюю
гору, отшельник подумал про себя: 'Как же так? Этот мясник не провел ни дня в ретрите, всю
жизнь убивал животных, ни разу не сделал хоть какой-то практики - и вот: он может летать по
воздуху? Hепонятно. Я-то не убил в своей жизни ни одного живого существа, столько лет делал
практики у себя в хижине. Уж я-то должен быть лучше него и тоже должен уметь летать!'
Так у отшельника родилось ошибочное, основанное на остром чувстве зависти, Воззрение.
Подталкиваемый им, он тут же отправился проверить, может ли он летать. Взобравшись на ту
же точку, откуда бросился мясник, он уверился в том, что сейчас поплывет по воздуху, и шагнул
в пропасть. Hо в силу своего ошибочного Воззрения, вместо этого он рухнул вниз и разбился
насмерть.
Эта история помогает нам понять, как правильное Воззрение может открыть нам глаза, а
ошибочное - иметь обратный эффект, и куда каждое из них может привести. Существует
много историй такого рода, и размышляя над ними, мы можем научиться хорошо отличать
правильное Воззрение от ошибочного, и будем понимать, к каким последствиям и результатам
могут привести оба способа видеть вещи: как правильный, так и ошибочный.
МЕДИТАЦИЯ
В данном случае, говоря о Медитации, мы имеем в виду следующее: из всего бесконечного
числа мыслей, которые постоянно возникают в нашем уме, мы сосредоточиваем наше
внимание на какой-то определенной мысли, размышляем над ней, и затем действуем,
основываясь на этой мысли. Hе существует сколь-нибудь заметной разницы между понятиями
'практиковать' и 'медитировать'.
Для того, чтобы понять различие между Воззрением и Медитацией, рассмотрим следующий
пример.
Представим себе, что у нас есть Воззрение, что летом, когда жарко, если мы будем тщательно
поливать наш сад, то цветы в нем не завянут, а будут расцветать только пышнее и красивее.
Совершенно ясно, что для того чтобы это Воззрение стало чем-то реальным, мы должны по-
настоящему выйти в сад, аккуратно полить его и позаботиться о том, чтобы цветы не засохли, а
росли и расцветали.
Такое действие на основе определенного Воззрения и есть пример того, что понимается под
Медитацией. Hа базовом уровне Санти Маха Сангхи для мальчиков и девочек Медитация
состоит в том, чтобы старательно и усердно своими действиями воплощать в жизнь то, что
выражено в следующих словах Мастера Джигме Лингпа:
Если ваши мысли добрые, то все Уровни и Пути также будут хорошими; Если ваши
мысли плохие, то все Уровни и Пути также будут плохими. Все зависит от добрых
мыслей,
И поэтому вы должны всеми силами стараться развивать добрые мысли.
(Джигме Лингпа (1730-1798) - один из величайших Мастеров Дзогчен недавнего прошлого).
А сейчас я объясню, что понимается под словами 'Уровень' и 'Путь'. Уровень - 'са' (sa) по-
тибетски - обозначает высшие реализации , такие например, которые позволяли великим