Выпуск 2

Дайджест эхоконференции ru.dнarma

фундамента любому высокому зданию, даже будучи построенному,

будет грозить опасность рухнуть в любой момент.

Подобно этому, если мы хотим, чтобы знание Дзогчен по-настоящему

взросло внутри нас, прежде всего мы должны ясно понять, что такое

Воззрение, Медитация и Поведение.

Именно эти вопросы объясняются в Базовом Уровне, предшествующем трем

уровням Санти Маха Сангхи Кумар Кумари.

ВОЗЗРЕHИЕ

Говоря о Воззрении, мы обычно понимаем под этим определенный настрой ума или особый

набор установок ума, который направляет наши мысли. Hо в любом случае, мы можем назвать

что-либо Воззрением только после того, как этот набор был тщательно обдуман, прошел

проверку размышлением и наконец был записан. Поэтому нельзя называть Воззрением первую

попавшуюся мысль, которая приходит в голову.

Существует множество Воззрений или способов мышления, и некоторые из них верны, другие

же - ошибочны. Правильное Воззрение идет на пользу как себе, так и другим, а ошибочное -

приносит вред и себе, и другим. Поэтому мы в первую очередь должны убедиться, что наше

собственное Воззрение - правильное.

Будда Шакьямуни, Падмасамбхава - мастер из страны Уддияна (это древнее королевство

находилось к северо-западу от Индии, и сегодня многие ученые считают, что на его месте

расположена долина Сват в Пакистане), и другие великие Учителя, жившие в прошлом, уделяли

большое внимание тому, чтобы у учеников выработалось ясное и глубокое понимание

правильного Воззрения.

Мы считаем, что их Воззрение правильно, потому что эти мастера были полностью

просветлены, а в уме просветленного существа не бывает плохих мыслей. Hадо сказать, что

ошибочные Воззрения могут возникать только из-за плохих мыслей. Поэтому, внимательно

изучая правильное Воззрение, которому учили Будда и другие мастера, мы должны уметь

отличать ошибочное Воззрение от правильного.

Говоря об 'изучении правильного Воззрения', мы не должны слепо верить в правоту нашей

точки зрения и объявлять ее 'правильной'. Hельзя принимать или отвергать Воззрение, не

обдумав его очень тщательно. Если мы решаем, что какое- либо Воззрение правильно, мы

должны сами убедиться в том, какую пользу, прямую или косвенную, может принести это

Воззрение себе и другим. Чтобы по-настоящему хорошо постигнуть это, 'открыть свои глаза',

мы должны тренироваться в том, чтобы таким образом проверять содержание любой точки

зрения.

Сейчас я расскажу вам историю, которая помогает понять, что означает 'открыть свои глаза,

следуя правильному Воззрению'.

Давным-давно в одной деревне неподалеку от Лхасы, столицы Тибета, жил человек, который

тратил все свои силы на то, чтобы заработать себе на пропитание и одежду. Он полагал, и это

было его Воззрением, в котором он был твердо убежден, что самое главное в жизни - это

деньги, запас зерна и вообще материальный достаток. Он постоянно думал про себя: 'Какую

же работенку подыскать, чтобы была и нетяжелая и денег приносила вдоволь?'

А в тибетских семьях принято было не убивать себе на еду коз, овец и яков, а вместо этого

каждую осень посылать за человеком, которого специально нанимали для того, чтобы он забил

необходимое число домашнего скота с тем расчетом, чтобы запаса мяса хватило на зиму. Этого

человека называли 'шенпа', аналог мясника на Западе, и за свою работу он получал плату от

семьи, 'компенсацию за совершение неблагого деяния', в виде денег, зерна, кусков мяса,

забитых животных. В конце осени семьи, в которых забивался домашний скот, приглашали

несколько лам для проведения многодневных ритуалов во благо убитых животных. (Цель этих

ритуалов состояла не только в том, чтобы очистить неблагие деяния самих животных, но и в

том, чтобы очиститься от плохого действия - убийства).

Вот наш человек, который с таким трудом зарабатывал себе на жизнь, и решил, что работа

шенпы очень легкая и без особых усилий позволит заработать много денег и обеспечит ему

достаток. Поскольку в Тибете убийство животных считается очень плохим и тяжелым

действием, было не так-то много желающих взяться за такую работу. Hо этот человек решил для

себя: 'Что за трудность - убить скотинку? Вот заработаю кучу денег и заживу себе наконец в

достатке и без хлопот'.

Так в нем созрело это плохое и эгоистическое Воззрение. Скоро он сделался известным шенпой,

и его приглашали во все деревни, чтобы убивать скот.

Однажды он у себя на бойне связал веревкой и выстроил в очередь тридцать овец. Он их

забивал одну за другой, и те, до которых очередь еще не дошла, вынуждены