фундамента любому высокому зданию, даже будучи построенному,
будет грозить опасность рухнуть в любой момент.
Подобно этому, если мы хотим, чтобы знание Дзогчен по-настоящему
взросло внутри нас, прежде всего мы должны ясно понять, что такое
Воззрение, Медитация и Поведение.
Именно эти вопросы объясняются в Базовом Уровне, предшествующем трем
уровням Санти Маха Сангхи Кумар Кумари.
ВОЗЗРЕHИЕ
Говоря о Воззрении, мы обычно понимаем под этим определенный настрой ума или особый
набор установок ума, который направляет наши мысли. Hо в любом случае, мы можем назвать
что-либо Воззрением только после того, как этот набор был тщательно обдуман, прошел
проверку размышлением и наконец был записан. Поэтому нельзя называть Воззрением первую
попавшуюся мысль, которая приходит в голову.
Существует множество Воззрений или способов мышления, и некоторые из них верны, другие
же - ошибочны. Правильное Воззрение идет на пользу как себе, так и другим, а ошибочное -
приносит вред и себе, и другим. Поэтому мы в первую очередь должны убедиться, что наше
собственное Воззрение - правильное.
Будда Шакьямуни, Падмасамбхава - мастер из страны Уддияна (это древнее королевство
находилось к северо-западу от Индии, и сегодня многие ученые считают, что на его месте
расположена долина Сват в Пакистане), и другие великие Учителя, жившие в прошлом, уделяли
большое внимание тому, чтобы у учеников выработалось ясное и глубокое понимание
правильного Воззрения.
Мы считаем, что их Воззрение правильно, потому что эти мастера были полностью
просветлены, а в уме просветленного существа не бывает плохих мыслей. Hадо сказать, что
ошибочные Воззрения могут возникать только из-за плохих мыслей. Поэтому, внимательно
изучая правильное Воззрение, которому учили Будда и другие мастера, мы должны уметь
отличать ошибочное Воззрение от правильного.
Говоря об 'изучении правильного Воззрения', мы не должны слепо верить в правоту нашей
точки зрения и объявлять ее 'правильной'. Hельзя принимать или отвергать Воззрение, не
обдумав его очень тщательно. Если мы решаем, что какое- либо Воззрение правильно, мы
должны сами убедиться в том, какую пользу, прямую или косвенную, может принести это
Воззрение себе и другим. Чтобы по-настоящему хорошо постигнуть это, 'открыть свои глаза',
мы должны тренироваться в том, чтобы таким образом проверять содержание любой точки
зрения.
Сейчас я расскажу вам историю, которая помогает понять, что означает 'открыть свои глаза,
следуя правильному Воззрению'.
Давным-давно в одной деревне неподалеку от Лхасы, столицы Тибета, жил человек, который
тратил все свои силы на то, чтобы заработать себе на пропитание и одежду. Он полагал, и это
было его Воззрением, в котором он был твердо убежден, что самое главное в жизни - это
деньги, запас зерна и вообще материальный достаток. Он постоянно думал про себя: 'Какую
же работенку подыскать, чтобы была и нетяжелая и денег приносила вдоволь?'
А в тибетских семьях принято было не убивать себе на еду коз, овец и яков, а вместо этого
каждую осень посылать за человеком, которого специально нанимали для того, чтобы он забил
необходимое число домашнего скота с тем расчетом, чтобы запаса мяса хватило на зиму. Этого
человека называли 'шенпа', аналог мясника на Западе, и за свою работу он получал плату от
семьи, 'компенсацию за совершение неблагого деяния', в виде денег, зерна, кусков мяса,
забитых животных. В конце осени семьи, в которых забивался домашний скот, приглашали
несколько лам для проведения многодневных ритуалов во благо убитых животных. (Цель этих
ритуалов состояла не только в том, чтобы очистить неблагие деяния самих животных, но и в
том, чтобы очиститься от плохого действия - убийства).
Вот наш человек, который с таким трудом зарабатывал себе на жизнь, и решил, что работа
шенпы очень легкая и без особых усилий позволит заработать много денег и обеспечит ему
достаток. Поскольку в Тибете убийство животных считается очень плохим и тяжелым
действием, было не так-то много желающих взяться за такую работу. Hо этот человек решил для
себя: 'Что за трудность - убить скотинку? Вот заработаю кучу денег и заживу себе наконец в
достатке и без хлопот'.
Так в нем созрело это плохое и эгоистическое Воззрение. Скоро он сделался известным шенпой,
и его приглашали во все деревни, чтобы убивать скот.
Однажды он у себя на бойне связал веревкой и выстроил в очередь тридцать овец. Он их
забивал одну за другой, и те, до которых очередь еще не дошла, вынуждены