причин и
условий. Это приводит нас к концепции взаимообусловленного возникновения, согласно которой
все явления, или дхармы, где бы и когда бы они ни имели место, связаны между собой.
Поскольку все дхармы - это последствия причин и условий, их возникновение является
обусловленным. Это включает в себя не только появление и возникновение, но и распад и
исчезновение. Рождение человека - это явление, и смерть - это явление, надувающийся пузырек-
это явление, и пузырек подающийся - это явление, возникновение мысли - это явление, и
исчезновение - это явление. Все дхармы появляются и исчезают благодаря причинам и условиям.
Давайте проведем разграничение между дхармой и Дхармой. 'Дхарма' с маленькой буквы - это
любое явление, 'Дхарма' с заглавной буквы обозначает Дхарму Будды, или его учение, методы
практики, принципы и концепции, лежащие в основе практики. Hо запомните, даже учение Будды и
методы практики сами по себе суть явления, иди дхармы.
Вторая практика - это адаптация к условиям. Она также требует понимания причин и следствий.
Адаптация к условиям означает, что мы должны делать все лучшее в условиях, в которых мы
существуем. Если обстоятельства сопутствуют нам, то не следует проявлять особой радости. Удача
и неудача - это всего лишь последствие кармы. Это тоже самое что получать деньги со своего
банковского счета. В то же самое время не следует сильно гордиться удачей, так как удача - это
лишь следствие многих причин и условий. Как можно гордиться этим, если это зависит от
огромного количества людей? Практика адаптации означает принятие кармы.
Принятие кармы и адаптация к условиям очень помогают в повседневной жизни. Они позволяют
исправить обстоятельства и карму в лучшую сторону. Они позволяют нам спокойно реагировать на
превратности судьбы, улучшают наше поведение, и вносят гармонию в наши отношения. После это
жизнь становится более значимой.
Третья практика - это практика отсутствия поисков. В Китае есть поговорка: 'Родители растят детей
только для того, чтоб они помогали им в старости, и люди заготовляют пишу на случай голода'.
Сегодня люди Запада, возможно, растят детей не только для того, чтоб они заботились о них в
старости, но люди все еще накапливают еду, богатство на случай несчастья. Эта позиция не
является позицией отсутствия поисков. Практикуя отсутствие поисков, мы занимаемся какой-либо
деятельностью, однако при этом не думаем, что эта деятельность приносит нам личную выгоду
сейчас или будет приносить в будущем. Мы не ищем личной выгоды. Это нелегко, и поэтому это
более высокий уровень практики, чем второй. Hа самом деле для того, чтоб полностью уйти от
эгоцентрической позиции, мы должны сделать трудный шаг к пониманию того, что 'я' не
существует.
Hаши повседневные представления о 'я' иллюзорны. Это не более, чем имя, которое мы даем
своему постоянному взаимодействию с миром. Мы постоянно видим, слышим, чувствуем запахи,
вкусы, осязаем, думаем; и этот каскад ощущений, впечатлений, мнений, мысль за мыслью, и
является тем, что мы определяем как личность.
Однако сказать, что 'я' - это иллюзия, не значит сказать, что 'я' - это галлюцинация. 'Я' - это не
мираж. Мы говорим, что 'я' - это иллюзия, так как это есть не что-либо неизменное, а набор
явлений, постоянно меняющийся в ответ на постоянно меняющееся окружение. 'Я' не остается
неизменным, и поэтому, мы говорим, что 'я' - это иллюзия. По той же причине все явления
воспринимаются как иллюзии, все явления безличности ы. Все веши постоянно меняются,
превращаются во что-либо иное. Поэтому 'я' - это ложное бытие, беспрестанно взаимодействующее
с ложным окружением.
Практика отсутствия поисков - это более сложная практика, так как подразумевает собой отрешение
от личностного. Для людей, практикующих и изучающих чань- буддизм, отказ от личностного
становится нормой. Они всегда заняты тем, что помогают другим, такие люди уже не думают о
достижении просветления.
Когда вы прекращаете мечтать о собственном просветлении, тогда то вы и достигаете его. В
противном случае, появляются блуждающие мысли и
побуждения сделать что-нибудь для себя. Если вы хотите избавится от всех мирских забот и
страдании и желаете освобождения, то вы все еще замкнуты на себе. Только тогда, когда вас
перестает беспокоить проблема собственного просветления, приходит истинное просветление.
Практика отсутствия поисков - это практика состояния просветленности.
Четвертая практика Бодхидхармы, единение с 'Дхармой',