в ногах во время медитации,
вполне могли обойтись и без этого. К сожалению, вам не удалось встретиться с
Бодхидхармой.
Есть важный труд, приписываемый Бодхидхарме, под названием 'Два Входа и Четыре Практики', в
котором более открыто излагается, что надо делать, чтобы понять истинную природу вещей. 'Два
входа' - это вход через принцип и вход через практику. Вход через принцип - это непосредственное
восприятие первичного принципа без слов, описаний, понятий, опыта, каких-либо мыслительных
процессов. Вход через практику - это просто постепенная тренировка сознания.
Бодхидхарма описывает вход через принцип следующим образом: 'Уйди от ошибок,
вернись к правде; не делай разграничении между собой и остальными. В
созерцании сознание должно быть неподвижно, как стена'. Возможно, это звучит
как наиболее легкий путь к просветлению, но на деле это и есть самое
сложное. Если считать, что сам Бодхидхарма достиг просветления через
принцип, оно пришло к нему только после многих лет практики, кульминацией
которой являлась девятилетняя медитация в пещере горы Сун, лицом к стене. Смысл достижения
просветления через принцип может быть выражен коротко в изречении: 'Сознание должно быть
твердым и неподвижным, как стена'. Это не значит, что сознание должно быть абсолютно пустым;
напротив, оно должно быть бодрствующим и чистым, озаряя все светом понимания и сострадания.
Это идеал, и это состояние сознания, соответствующее входу через принцип.
Второй вход достигается путем практики. Бодхидхарма выделяет четыре типа практики. Принятие
кармического воздаяния, адаптация к условиям, отсутствие поисков и единение с Дхармой.
Каждая практика является более продвинутой, чем предыдущая, и поэтому они должны
последовательно сменять друг друга.
Принятие кармического воздаяния - это осознание наличия кармы, причины и следствия. В
переводе с санскрита 'карма' означает 'действие'. Когда мы совершаем действие, от него остается
кармическая сила, вызывающая определенные последствия в будущем: в той же самой, или в
следующей жизни. Кармический эффект конкретного поступка не является жестко фиксированным,
поскольку постоянное совершение новых деяний соответствующим образом видоизменяет
кармическую силу, но в любом случае между причиной и следствием существует взаимосвязь, и
следствие по своей природе родственно причине. Поэтому, когда мы лицом к лицу встречаемся с
несчастьем, мы должны сознавать, что получаем кармическое воздаяние за бессчетные деяния в
бессчетных прежних жизнях. Когда мы выплачиваем часть своего долга, мы должны быть
счастливы, что способны на это. Если смотреть на вещи именно так, при встрече с неудачей мы
будем сохранять спокойствие и невозмутимость. Мы не будем страдать из-за бурных эмоций,
разочарования или депрессии. Это важная практика.
Карма, или причина и следствие, должна восприниматься и использоваться в соответствии с
буддийской концепцией причин и условий. События происходят благодаря множеству условий, из
этого и составляется карма. Hе следует бежать от судьбы. Однако если есть возможность исправить
положение вещей, то это следует сделать. Если такой возможности нет, то надо принять это как
кармическое воздаяние.
Hетрудно перепутать друг с другом принцип условия и причины и принцип причины и следствия. И
в самом деле, эти два принципа тесно связаны друг с другом, и трудно говорить о каждом из них в
отдельности. С точки зрения причины и следствия мы можем сказать, что более ранние события -
это причина, а более поздние - это следствие. Одно событие приводит к другому. Однако одна
только причина сама по себе не может привести к следствию. Должно случиться что-то еще,
сопутствующее причине, чтобы возникло следствие. Именно вся эта совокупность событий и
факторов и воспринимается нам как причины и условия. Hаличие мужчины и женщины не приводит
автоматически к появлению ребенка. Этому должны сопутствовать и другие факторы, и тогда у
родителей (причина) появится ребенок (следствие). Родители, дети и все другие вовлеченные
факторы и считаются в данном случае причинами и условиями.
Более того, условие (одна дхарма), взаимодействующее с причиной (другая дхарма), само должно
быть вызвано другим условием и другой причиной, и т.д. и т.п., во всех направлениях, сквозь
пространство и время. Все явления возникают из-за причин и условий. Всякое возникающее
явление есть следствие предшествующей причины и возникает благодаря совпадению