ибо давала возможность без потери
энергии развиваться в желаемом направлении. є Будда, учивший, что во всем
мире существует лишь корреляты, взаимоотношения; знавший, что ничто не
существует вне сотрудничества; понимавший, что эгоистический гордец не
может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока
жизни, несущего все сущее к совершенствованию, - терпеливо закладывал зерна,
учреждая свои ячейки общинного начала, предвидя в далеком будущем
осуществление великой Мировой Общины.
є Два правила были необходимы для поступления в
общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота.
Остальные правила касались суровой самодисциплины и общинных обязанностей.
Каждый вступивший в общину произносил формулу: 'Прибегаю к Будде, прибегаю
к Учению, прибегаю к общине, как к разрушителям моих страхов. Первый своим
Учением, второе своей непреложной истиной и третья примером прекрасного
закона, преподанного Буддою'.
є Сурово проводился отказ от собственности. Причем
отказ от собственности нужно было выявить не столько внешне, сколько принять
его сознанием.
є Однажды ученик спросил Благословенного: 'Как понять
исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но
Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой остался в окружении
вещей, но не заслужил упрека'.
є 'Чувство собственности измеряется не вещами, но
мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником'.
є Будда постоянно советовал иметь возможно меньше
вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.
є Вся жизнь общины была строго дисциплинирована, ибо
основой Учения Будды была железная самодисциплина для обуздания
беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. И только
когда ученик овладевал своими чувствованиями, только тогда Учитель
приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже ученик постепенно допускался к
глубинам знания. Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом
отказе от всего личного, следовательно мужественных и бесстрашных людей,
хотел Готама Будда создать работников общего блага, творцов народного
сознания и провозвестников Мировой Общины. є Мужество в учении Готамы
было положено в основу всех достижений. 'Hет истинного сострадания без
мужества; без мужества нельзя достичь самодисциплины: терпение есть
мужество; без мужества нельзя проникнуть вглубь истинного знания и обрести
мудрость Архата'. 'Готама требовал от своих учеников полного уничтожения
страха. Заповедано бесстрашие мысли, бесстрашие действия. Само прозвище
Готамы Будды - 'Лев' и его личные призывы идти через все препятствия, как
носороги и слоны, показывают, какая глубина бесстрашия была заповедана им.
И потому учение Готамы Будды можно, прежде всего, наименовать учением
бесстрашия.
'Воины, воины, так зовем мы себя, о
ученики, ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную
доблесть, за высокие
стремления, за высшую мудрость,
Потому зовем мы себя воинами' /7/
є Согласно традиции открытием 'Цепи Причинности'
(двенадцать Hидан) ознаменовалось достижение Готамою озарения. Проблема,
мучившая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к
причине, Готама дошел до источника зла: 12. Существование есть страдание, ибо
в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.
11. Я страдаю, потому что я рожден.
10. Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.
9. Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.
8. Я питаю его, ибо я имею желания.
7. У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
6. Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
5. Это соприкосновение производится действием моих шести
чувств.
4. Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я
противопоставляю себя безличному.
3. Я - личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
2. Это сознание создалось вследствие моих прежних
существований.
1. Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.
Принято эту двеннадцатиричную формулу перечислять в обратном порядке:
1. Авидья (омраченность, невежество).
2. Самскара (карма).
3. Вижнана (сознание).
4. Кама - рупа (форма, чувственное и не чувственное).
5. Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).
6. Спарша (соприкосновение).
7. Ведана (чувствование).
8. Тришна (жажда, вожделение).
9. Упадана (влечение, привязанности).
10. Бхава (бытие).
11. Джати (рождение).
12. Джара (старость, смерть).
є Итак, источник и первопричина всех бедствий
человечества