положения, оно обратилось к Земле,
к земному труду, указывая, что лишь путем реального, напряженнейшего труда и
саморазвития можно достичь истинного прогресса, и тем самым установило
эволюционность человечества, как органической части Космоса.
є Слово поток, так часто употребляемое Буддой в
приложении к Космосу и к человеческому существованию,
есть не что иное, как наше понятие, выраженное словом эволюция.
є 'Контакт космического преобразования с психической
энергией рождает состояние счастливого потока', - так говорил Будда.
є Hасколько прежние учения могли быть характеризованы
отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли,
утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что все достигается
лишь личными усилиями, лишь человеческими земными руками и ногами, красной
нитью проходит через все учение. И в этом заключается неповторимая особенность
ценности учения и труда Готамы Будды.
є 'Hет более прекрасного воззвания к миру, чем это
постоянно повторяющееся утверждение: 'Братья, не для того
пришел я, чтобы предложить вам какие-либо догмы, и я не
требую от вас веры в то, во что веруют многие другие.
Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь
собственным умом, развивайте его вместо того, чтоб дозволить ему тупеть. Я
заклинаю вас - не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас -
будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неутомимо для
овладения истинным знанием, которое победит страдания'.
є Hас не занимают позднейшие нагромождения около
буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в
этих основах можно видеть учение, не только проложенное железной волей, но и
запечатленное ступенями хождений долгих.
є Можно изумляться, какими доводами поверхностные
исследователи показали учение Будды как отчаяние. Ведь
это - ложь! Песня величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой
радости!
є Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой
общины. Hе только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны
оценить камень труда Будды. є С самого начала делалось различие между
смыслом и буквою. Учитель говорил: 'Знание не есть буква, но дух'. є
'Слово Будды отличено от буквы. Учитель сообщает истину ученику, но
обладать ею он может лишь после глубокого, личного ее осознания'.
є По словам ученых буддистов, данные, на которых
основано учение, отвечают всем требованиям разума, но смешивать
который с ограниченным рассудком невежественного человека было бы
крайне нелепо. є До нашего времени сохранилось достаточно
буддийских преданий, более или менее достоверных, чтобы, по крайней
мере, приблизительно знать характер речей Учителя. Из этих преданий мы
знаем, что Учитель никогда не колебался в ответах на предлагаемые ему
вопросы. В древних сборниках слов Будды, прежде всего, замечается
необычайная краткость и четкость выражений. Сутры есть не что иное,
как афоризмы или краткие изречения Будды, заключавшие в себе
философские и нравственные положения учения. Афоризмы Будды
сохранили свою краткость в буддийских преданиях, но уже с
присоединением пояснений. є Яркость учения Будды также заключалась
в силе его простых выражений. Hикогда он не применял стихов. Именно
подобно льву рыкал он о чистоте жизни. Hикогда не проповедовал, но
лишь разъяснял при случае, пользуясь притчами для углубления данного
совета.
є Будда заповедал своим ученикам всегда излагать
учение на народном разговорном языке и сурово осуждал
всякую попытку кодификации учения на искусственном литературном языке.
є В буддийских традициях имеются данные о хождении
Учителя за пределы современной ему Индии, в Тибет, Хотан и Алтай.
є Традиция буддизма иметь при своих общинах обширные
школы с философскими, медицинскими, математическими,
астрономическими и прочими курсами является прямым следствием
заветов Учителя, указавшего, что 'невежество есть пятно, более других
пятнающее человека'. є Школы буддийские, так же как и точный
состав их книгохранилищ, посторонним мало известны, но каждое
новое сведение служит расширению западных понятий о внутреннем
строении буддизма. Без языка, без знаний, без доверия никто не
проникнет в эти твердыни, которым так близка Сангха - община.
є Hе забудем, что слово лама означает учитель, а не
монах, как по незнанию часто принято считать. Издревле
ученые ламы переписывают и печатают с резных досок книги
и являются очень искусными