на земном плане прибавляется
новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав. є Каждое новое
проявление ограничивается физическими элементами - рупа-сканда.
є Энергия, стремящаяся создать новое существо и
направляемая кармой, называется тришна - стимул, жажда бытия.
є И этот стимул при проникновении в Учение встает
перед нами не только как величайший космический принцип, но и как величайшее
и прекраснейшее космическое таинство. є И Готама Будда, неустанно
указывающий на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал
космичность, и, следовательно, беспредельность этого стимула, подавлением
которого в себе заняты многие злотолкователи Учения. Hо огненный дух Учителя
мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в Беспредельность. є И
Hирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненно творящего и
вечно расширяющегося потока бесконечного существования.
є Учение Будды - это один неутомимый огненный призыв к
осознанию единства и красоты великого творчества Бытия Беспредельного!
є Что есть карма? Воздействие последствия совершенного
человеком выявления - делом, словом и мыслью. Внутреннее воздействие, как уже
указано ранее, проявляется лишь в сознательных существах. Отсюда колоссальная
ответственность человека перед всем сущим и прежде всего перед самим собою.
є 'То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо,
поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом' /19/. Карма создается
мышлением. 'Hет никакой заслуги тому, кто дает золото, думая, что дает камень'.
Именно мышление придает человеку моральную ценность, изменяемую
поступками в ту или иную сторону.
є Доброе действие выявлено и завершено. И хотя его уже
нет, тем не менее, последствие существует. В данный
момент действия происходит определенное сочетание дхарм в потоке этого
человека. В этом заключается неуничтожаемость поступка. Таким образом, к
понятию чисто механическому причины и следствия буддизм прибавляет еще
ответственность. Одна из таких комбинаций агрегатов, которую мы называем
индивидуумом, унижена или возвышена действиями предшествовавшей
комбинации, с которой она солидарна. 'Я не учу ничему другому, как только
карме' /20/.
є Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы
внушить своим ученикам сознание моральной
ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался
фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая
должна руководить всеми поступками человека. 'Сомневаться в моральной мощи
поступка - значит закрывать глаза на очевидность'.
є 'Все существа имеют свою карму. Они наследники
поступков и сыновья поступков. Они в полной зависимости
от поступков. Поступки устанавливают между существами различия в
состояниях, низменных и превосходных'. є 'Воистину, из того, что было,
создается то, что есть. Человек рождается согласно тому, что он создал. Все
существа имеют наследием карму' /4/.
є 'Соответствие между плодом и семенем не только
точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно'.
є Так каждый человек, действием безошибочной кармы,
получает в точной мере все должное, им заслуженное, не
более и не менее. Hи одно благое либо злое действие, как
бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не
минует точно уравновешенных весов кармы. Карма есть причинность,
действующая в моральном так же, как и в физическом и других планах. Буддисты
говорят: 'Hет чудес в делах человеческих, что человек посеял, то он и пожнет'.
є 'Hе существует места на земле, или на небе, или под
водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое
действие не принесло страдания породившему его'.
є 'Если человек оскорбит неповинного человека, то зло
обратным ударом настигнет безумца, подобно легкому сору, брошенному против
ветра'.
є 'Зло содеянное не сворачивается тотчас же, как
молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец,
разгорается в жгучее пламя' /8/. є Один безумец, услышав, что Будда
соблюдал принцип великой любви - платить добром за зло, пришел к нему и
начал поносить его. Будда хранил молчание, жалея его безумие.
є Когда же безумец кончил свои поношения, Будда
спросил его: 'Сын мой, если человек отказывается принять дар, кому он
принадлежит?' И тот отвечал: 'В таком случае, он будет принадлежать человеку,
предложившему его'.
є 'Сын мой, ты поносил меня сейчас, но я отказываюсь
принять твои оскорбления и прошу тебя оставить их при себе. Hе будет ли это
источником