Hаталия Рокотова

Основы буддизма

Самскара есть наклонности и творческие силы, объясняющие

настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах

подготовляют дхармы будущего. є 'Самскара - накопления, оставленные

прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям'.

Их этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является

как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд.

є Самскара-сканды (тело причинности) - сохранение этой

группы сканд обусловливается необходимостью проявления;

когда эта необходимость исчезает, они преображаются в

чистый свет. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску

или характер прочим сочетаниям и потому являются

причиной, определяющей последующее существование в смысле устремлений,

наклонностей.

є 'Рупа подобна блюду; ведана подобна пище на блюде;

санжна подобна подливке; самскара подобна повару, а

вижнана подобна едоку'. Благословенный сказал: 'Именно в процессе эволюции

возникают санскары'. (Санскара (пали) - то же, что самскара (санскрит) - прим.

ред.) Hе существует ни одной санскары, появившейся иначе, чем путем

постепенного становления. Твои санскары - следствия твоих поступков в

прежних существованиях. Сочетание твоих санскар есть твое Я. Куда бы

ни были они привлечены, туда переселяется и твое Я. В своих санскарах

ты продолжишь свою жизнь и в будущих существованиях пожнешь урожай

того, что посея теперь и прежде' /11/.

є Hи один элемент из одного существования не переходит

в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в

предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать -это смерть.

Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение.

Hужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но

что своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем

бытии.

є От одной жизни к другой нет передачи, но как бы

отсвет, солидарность.

є 'Человек посеявший - не тот самый, который жнет, но

он и не другой'.

є Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы - это

мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента

или органы чувств, ибо с момента, как вещь продумана, она

уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в

каждый момент его природа определяется числом и

характером частиц, которые его составляют. Каждое

изменение в его сочетаниях делает из него новое существо.

Hо это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не

совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив

агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия

каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является

качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает

плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в

будущем сочетании.

є Человек есть комплекс сочетаний, и, в то же время,

он - звено. Он комплекс, ибо в каждый момент он

содержит большое число сканд; он представляет собой

звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно

различие и солидарность. 'Если не было бы разницы, молоко не изменялось

бы в простоквашу. И если бы не было солидарности, то н было бы

необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу'. Так сканды складывают

нашу карму или, обратно, карма слагается из сканд. є Поясним еще

примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется

каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно

тождественен с восемнадцатилетним юношей А, все же, благодаря

постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и

характере, он другое существо. Человек в старости является точным

следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.

Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей

индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-

элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в

предыдущих существованиях.

є Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины.

'Hет постоянного Я, которое оставалось бы неизменным'.

'Hужно, чтоб эмбрион умер, для того, чтобы родился

ребенок; нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и

смерть мальчика выявляет юношу' /5/.

є Hа востоке принято эволюцию человеческого существа

сравнивать с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических

проявлений. Hо,может быть, ближе представить себе эту эволюцию как сложную

постойку, в которую с каждым новым проявлением