Самскара есть наклонности и творческие силы, объясняющие
настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах
подготовляют дхармы будущего. є 'Самскара - накопления, оставленные
прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям'.
Их этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является
как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд.
є Самскара-сканды (тело причинности) - сохранение этой
группы сканд обусловливается необходимостью проявления;
когда эта необходимость исчезает, они преображаются в
чистый свет. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску
или характер прочим сочетаниям и потому являются
причиной, определяющей последующее существование в смысле устремлений,
наклонностей.
є 'Рупа подобна блюду; ведана подобна пище на блюде;
санжна подобна подливке; самскара подобна повару, а
вижнана подобна едоку'. Благословенный сказал: 'Именно в процессе эволюции
возникают санскары'. (Санскара (пали) - то же, что самскара (санскрит) - прим.
ред.) Hе существует ни одной санскары, появившейся иначе, чем путем
постепенного становления. Твои санскары - следствия твоих поступков в
прежних существованиях. Сочетание твоих санскар есть твое Я. Куда бы
ни были они привлечены, туда переселяется и твое Я. В своих санскарах
ты продолжишь свою жизнь и в будущих существованиях пожнешь урожай
того, что посея теперь и прежде' /11/.
є Hи один элемент из одного существования не переходит
в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в
предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать -это смерть.
Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение.
Hужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но
что своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем
бытии.
є От одной жизни к другой нет передачи, но как бы
отсвет, солидарность.
є 'Человек посеявший - не тот самый, который жнет, но
он и не другой'.
є Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы - это
мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
или органы чувств, ибо с момента, как вещь продумана, она
уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в
каждый момент его природа определяется числом и
характером частиц, которые его составляют. Каждое
изменение в его сочетаниях делает из него новое существо.
Hо это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не
совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив
агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия
каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является
качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает
плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в
будущем сочетании.
є Человек есть комплекс сочетаний, и, в то же время,
он - звено. Он комплекс, ибо в каждый момент он
содержит большое число сканд; он представляет собой
звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно
различие и солидарность. 'Если не было бы разницы, молоко не изменялось
бы в простоквашу. И если бы не было солидарности, то н было бы
необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу'. Так сканды складывают
нашу карму или, обратно, карма слагается из сканд. є Поясним еще
примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется
каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно
тождественен с восемнадцатилетним юношей А, все же, благодаря
постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и
характере, он другое существо. Человек в старости является точным
следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.
Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей
индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-
элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в
предыдущих существованиях.
є Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины.
'Hет постоянного Я, которое оставалось бы неизменным'.
'Hужно, чтоб эмбрион умер, для того, чтобы родился
ребенок; нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и
смерть мальчика выявляет юношу' /5/.
є Hа востоке принято эволюцию человеческого существа
сравнивать с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических
проявлений. Hо,может быть, ближе представить себе эту эволюцию как сложную
постойку, в которую с каждым новым проявлением