все же он останется в неведении Истины,
подобно тому, как ложка не знает вкуса похлебки'.
є 'Длинна ночь для сторожа, длинен путь усталому.
Длинно вращение колеса жизней и смертей для глупцов, не знающих Истины'.
є Особенно часто указывал он людям семейным учить
детей своих всем наукам и искусствам и тем способствовать росту и расширению их
сознания. Также постоянно указывал он на насущную необходимость путешествий.
Он видел в этом истинную просветительную цель, ибо путешествия, отрывая
человека от обычных условий, развивают в нем подвижность, находчивость и
приспособляемость - качества, необходимые для подготовки процесса расширения
сознания.
є Учение Благословенного настаивало на достоверности,
но нет в нем догм, которые предлагались бы на веру, ибо Учитель, утверждая во
всем знание, не видел пользы в слепой вере для развития сознания. 'Поэтому я учил
вас, - говорил Будда, - не верить только потому, что вы слышали, но только тогда,
когда это проверено и принято вашим сознанием'.
є В беседе с одним молодым брамином Благословенный
указал, каким образом достойный ученик доходит до
овладения истиной: 'Когда, после зрелого обсуждения,
ученик признал, что данный человек совершенно свободен от заблуждений, он
верит этому человеку. Приближаясь к нему с доверием, он становится его
учеником. Став его учеником, он открывает ухо. Открыв ухо, он слышит учение.
Услышав учение, он удерживает его в уме. Он обсуждает смысл истин, им
удержанных. Он размышляет над ними.
Отсюда рождается его решимость. Что он решил, то он и предпринял. Он оценивает
значение предпринятого. Оценив, он прилагает все усилия. Приложенными
усилиями он приближается к истине. Проникая вглубь ее, он видит. Hо все это
лишь признание истины, но не овладение ею. Чтобы вполне овладеть ею, нужно
применять и неустанно повторять этот психологический процесс' /4/.
є Из этой беседы ясно, насколько ученик был свободен
обсуждать преподанное ему учение, и что лишь самостоятельными усилиями
достигается познание и овладение истиной.
є Учение Будды, как учение истины, покрывало все
бывшие до него великие учения, и потому, подчеркивая их истинность, оно
изгоняло отрицание. Изгоняя отрицание, учение никого не порабощало. Осознание
великого принципа общины открывало все пути. vВ общинах Будды допускался
отказ, но лично осознанный; но отрицание приравнивалось к невежеству. У
общины Будды можно было отказаться от мелких соображений, но отрицание
равнялось выходу из общины. Было принято никогда не поминать выбывшего -
община должна была жить будущим. К тому же часто выбывший возвращался;
тогда возвращение не сопровождалось никакими вопросами, кроме одного: 'Hе
отрицаешь?'
є В начале учения дисциплина касалась главным образом
очищения сердца и ума от предрассудков и дурных свойств. По мере успешности
учение переносилось на расширение сознания.
є Трудно подняться одному человеку, если он не прошел
суровый путь очищения. 'Если материя загрязнена, то сколько бы красильщик не
погружал ее в синюю, желтую, красную или лиловую краску, цвет ее будет
некрасивым и нечистым - почему? Вследствие загрязненности материи. если сердце
нечисто, нужно ожидать такой же грустный результат'.
є 'Я говорю - недостаточно носить плащ, чтобы быть
подвижником. Hедостаточно быть голым, покрытым грязью, обрызганным водой,
сидеть под деревом, жить в одиночестве, стоять в одном положении, морить себя
голодом, повторять мантры и заплетать волосы' /4/.
'Человек не нищий потому только, что
он питается подаянием' /8/.
'Человек не аскет потому только, что
он живет в лесу' /5/.
'Hе достоин желтого одеяния, кто
носит его, будучи нечист и
неискренен в поступках, невежественен
и не победивший самого себя' /8/.
є 'Из трех видов действия, - говорил Будда, - наиболее
губительное не слово, не телесный поступок, но мысль' /4/. С момента
возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.
є 'Главный элемент во всем есть мысль. Превыше всего -
мысль. Все совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной
мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного,
которое тащит повозку'.
є 'Если человек говорит или действует с благою мыслью,
счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его'.
є 'Враг наносит зло врагу, ненавидящий ненавидящему,
но хуже всего зло, нанесенное ложно направленным умом'
/8/.
є Также и бдительность над своими мыслями особенно
настойчиво указывалась