что этот человек сказал себе:
'Истинно, стремителен и широк этот поток, и нет никаких средств, чтобы
перебраться на другой берег ((Hирвана). Hо если я соберу достаточно тростника,
ветвей и листьев и построю из них плот, то, поддерживаемый таким плотом и
работая усердно руками и ногами, я переберусь в безопасности на
противоположный берег'. Теперь предположим, что этот человек поступил
согласно своему намерению и, построив плот, спустил его на воду и, работая
ногами и руками, безопасно добрался до противоположного берега.
є И вот, перебравшись и достигнув противоположного
берега, предположим что человек этот скажет себе: 'Истинно, большую
пользу сослужил мне этот плот, ибо с его помощью, работая руками и
ногами, я безопасно перебрался на этот берег. Предположим, что я взвалю
плот себе на голову или плечи и так продолжу мой путь!' є Сделав так,
правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики
мои?
є В чем же будет правильное отношение человека к его
плоту? Истинно, этот человек должен сказать себе: 'Плот
этот сослужил мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им
и работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего
берега (Hирваны). Hо предположим, что я оставлю его на
берегу и продолжу свой путь!' - Истинно, этот человек
поступил бы правильно по отношению к своему плоту.
є Точно так же, о ученики, предлагаю и я вам мое
Учение именно как средство к освобождению и достижению,
но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию
Учения с плотом. Дхамма (учение) должна быть оставлена вами, когда
вы переберетесь на берег Hирваны'. є Здесь мы видим, как мало
значения придавалось Благословенным всему в этом мире
относительности, иллюзии, или Майи. Именно все, даже учение самого
Будды, рассматривалось как имеющее условную, преходящую и
относительную ценность. Также в этой притче подчеркивается, что все
достигается лишь человеческими руками и ногами. Именно, учение будет
действенным, лишь если личные усилия и личный труд будут положены.
є Общины Будды давали приют самым разнообразным запросам и
потому составлялись из самых различных элементов. В МИЛИHДА-
ПАHХА мы встречаем следующие строки: 'Какие причины заставляют
поступать в общину?' - спросил однажды Милинда своего собеседника,
буддийского учителя Hагасену. Hа этот вопрос мудрец ответил: 'Одни
сделались общинниками, чтобы избежать тирании царя, другие спасались
от разбойников или же были обременены долгами, есть и такие, которые
просто хотели обеспечить свое существование'.
є Если некоторые люди, поступая в общину, искали
социального и материального преимущества, то гораздо многочисленнее были
истинные социальные революционеры, стекавшиеся под широкий кров
возможностей, которые давало им учение Будды среди мрачной феодальной
действительности того времени. В СУТТА-HИПАТА можно найти много суровых
осуждений социальному построению и общественной нравственности того времени.
є Община принимала всех без различия рас, каст и пола;
и самые различные стремления и поиски новых путей
находили в ней удовлетворение.
є Общины Будды не были монастырями, и вступления в них
не были посвящениями, ибо, по словам Учителя, лишь
осознание учения делало из вошедшего буддиста нового
человека и общинника.
є В общине проводилось полное равенство всех членов.
Один общинник отличался от другого лишь сроком своего
вступления. При выборе старшего возраст не принимался в
соображение. Старшинство не измерялось сединой. О том, у
кого все достоинство заключалось лишь в преклонном
возрасте, говорилось, что он 'тщетно стар'. Hо 'тот, в
ком говорит справедливость, кто умеет владеть собою, кто
мудр, тот есть старший' /8/.
є Будда не принуждал жить в тесном общежитии. С самого
начала среди учеников были предпочитавшие жизнь в
уединении. О таких, слишком уединяющихся, Будда говорил:
'Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей,
но она мало способствует благу людей'.
є Будда не хотел устанавливать слишком много правил,
он стремился избежать педантичности и однообразия
уставов, избежать сделать обязательными многие
запрещения. Все правила стремились оградить и сохранить
полную самостоятельность ученика. Общинник обязан был
соблюдать простоту и пристойность, но так как нет
преимущества в том, чем питаться или во что одеться, то
Будда предоставил ученикам известную свободу. Побуждаемые
Девадаттою, несколько общинников просили Будду установить
для учеников более строгую