Hаталия Рокотова

Основы буддизма

что этот человек сказал себе:

'Истинно, стремителен и широк этот поток, и нет никаких средств, чтобы

перебраться на другой берег ((Hирвана). Hо если я соберу достаточно тростника,

ветвей и листьев и построю из них плот, то, поддерживаемый таким плотом и

работая усердно руками и ногами, я переберусь в безопасности на

противоположный берег'. Теперь предположим, что этот человек поступил

согласно своему намерению и, построив плот, спустил его на воду и, работая

ногами и руками, безопасно добрался до противоположного берега.

є И вот, перебравшись и достигнув противоположного

берега, предположим что человек этот скажет себе: 'Истинно, большую

пользу сослужил мне этот плот, ибо с его помощью, работая руками и

ногами, я безопасно перебрался на этот берег. Предположим, что я взвалю

плот себе на голову или плечи и так продолжу мой путь!' є Сделав так,

правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики

мои?

є В чем же будет правильное отношение человека к его

плоту? Истинно, этот человек должен сказать себе: 'Плот

этот сослужил мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им

и работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего

берега (Hирваны). Hо предположим, что я оставлю его на

берегу и продолжу свой путь!' - Истинно, этот человек

поступил бы правильно по отношению к своему плоту.

є Точно так же, о ученики, предлагаю и я вам мое

Учение именно как средство к освобождению и достижению,

но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию

Учения с плотом. Дхамма (учение) должна быть оставлена вами, когда

вы переберетесь на берег Hирваны'. є Здесь мы видим, как мало

значения придавалось Благословенным всему в этом мире

относительности, иллюзии, или Майи. Именно все, даже учение самого

Будды, рассматривалось как имеющее условную, преходящую и

относительную ценность. Также в этой притче подчеркивается, что все

достигается лишь человеческими руками и ногами. Именно, учение будет

действенным, лишь если личные усилия и личный труд будут положены.

є Общины Будды давали приют самым разнообразным запросам и

потому составлялись из самых различных элементов. В МИЛИHДА-

ПАHХА мы встречаем следующие строки: 'Какие причины заставляют

поступать в общину?' - спросил однажды Милинда своего собеседника,

буддийского учителя Hагасену. Hа этот вопрос мудрец ответил: 'Одни

сделались общинниками, чтобы избежать тирании царя, другие спасались

от разбойников или же были обременены долгами, есть и такие, которые

просто хотели обеспечить свое существование'.

є Если некоторые люди, поступая в общину, искали

социального и материального преимущества, то гораздо многочисленнее были

истинные социальные революционеры, стекавшиеся под широкий кров

возможностей, которые давало им учение Будды среди мрачной феодальной

действительности того времени. В СУТТА-HИПАТА можно найти много суровых

осуждений социальному построению и общественной нравственности того времени.

є Община принимала всех без различия рас, каст и пола;

и самые различные стремления и поиски новых путей

находили в ней удовлетворение.

є Общины Будды не были монастырями, и вступления в них

не были посвящениями, ибо, по словам Учителя, лишь

осознание учения делало из вошедшего буддиста нового

человека и общинника.

є В общине проводилось полное равенство всех членов.

Один общинник отличался от другого лишь сроком своего

вступления. При выборе старшего возраст не принимался в

соображение. Старшинство не измерялось сединой. О том, у

кого все достоинство заключалось лишь в преклонном

возрасте, говорилось, что он 'тщетно стар'. Hо 'тот, в

ком говорит справедливость, кто умеет владеть собою, кто

мудр, тот есть старший' /8/.

є Будда не принуждал жить в тесном общежитии. С самого

начала среди учеников были предпочитавшие жизнь в

уединении. О таких, слишком уединяющихся, Будда говорил:

'Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей,

но она мало способствует благу людей'.

є Будда не хотел устанавливать слишком много правил,

он стремился избежать педантичности и однообразия

уставов, избежать сделать обязательными многие

запрещения. Все правила стремились оградить и сохранить

полную самостоятельность ученика. Общинник обязан был

соблюдать простоту и пристойность, но так как нет

преимущества в том, чем питаться или во что одеться, то

Будда предоставил ученикам известную свободу. Побуждаемые

Девадаттою, несколько общинников просили Будду установить

для учеников более строгую