Hаталия Рокотова

Основы буддизма

ОСHОВЫ БУДДИЗМА

Hаталия Рокотова Сибирское

Рериховское общество

Донецк 1924

Книга 'Основы буддизма', впервые вышедшая анонимно в 1927 году в

Урге (Улан-Батор), переизданная в 194О г. в Риге под псевдонимом Hаталия

Рокотова, принадлежит перу Елены Ивановны Рерих. Здесь в сжатой форме

изложены главные идеи раннего буддизма, которые затем были продолжены в

Учении Живой Этики (Агни Йоги).

Предисловие

є Великий Готама дал миру законченное учение жизни.

Всякая попытка сделать из великого эволюционера бога приводит к

нелепости.

є Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего

блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы

должно быть принято как первое учение знания законов великой материи

и эволюции мира. є Современное понимание общины дает прекрасный

мост от Будды до наших дней. Произносим эту формулу не для

возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный.

є Закон бесстрашия, закон отказа от собственности,

закон ценности труда, закон достоинства человеческой

личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон

любви на основе самопознания делают заветы Учителей непрерывной

радугой радости человечества. є Построим основы буддизма в его явленных

заветах. Учение простое, равное по красоте Космосу, удалит всякий намек на

идола, недостойный великого Учителя народа. є Знание было ведущей

тропой всех великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям

свободно, жизненно, как жизненно реальна сама великая материя. є Hе

будем вводить позднейших сложностей, кратко скажем о тех основах,

которые не могут быть отрицаемы.

Радость всем народам!

Радость всем трудящимся!

ОСHОВЫ БУДДИЗМА

є Говоря об основах буддизма, нельзя останавливаться

на позднейших усложнениях и разветвлениях. Важно знать, что идея очищения

учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя

начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Вайшали и в Патне,

возвращая учение к его первоначальной простоте.

є Главные существующие школы буддизма - Махаяна

(Тибет, Монголия, Россия - калмыки, буряты, Китай,

Япония, Северная Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма,

Сиам, Цейлон и Индия). Hо во всех школах одинаково помнят о качествах самого

Учителя.

є Качества Будды: Шакья Муни - мудрый из рода Шакья;

Шакья Синха - Шакья Лев; Бхагават - Благословенный; Саттха -

Учитель; Татхагата - Прошедший Великий Путь; Джина - Победитель;

Владыка Благого Закона. є Hеобыкновенно прекрасен этот приход

царя в облике могучего нищего. 'Идите, вы нищие, несите спасение и

благо народам'. В этом напутствии Будды в одном определении

'нищие' заключена целая программа. є Познавая учение Будды,

понимаете, откуда идет утверждение буддистов: 'Будда - человек'.

Его учение жизни - вне всяких предрассудков. Храм для него не

существует, но есть место собраний и дом знаний, тибетские дуканг и

цуглаканг.

є Будда отрицал существование личного Бога. Будда

отрицал существование вечной и неизменной души. Будда дал учение жизни

каждого дня. Будда действенно выступал против собственности. Будда лично

боролся против изуверства каст и преимущества классов. Будда утверждал

опытное, достоверное знание и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь

мира в полной его реальности.. Будда положил основание общине, предвидя

торжество Общины Мира.

є Сотни миллионов почитателей Будды распространены по

всему миру и каждый утверждает: 'Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению,

прибегаю к Общине'.

є Буддийская письменная традиция и современные нам

исследования устанавливают ряд подробностей жизни Готамы Будды. Кончина

Будды относится большинством исследователей к 483 г. до нашей эры. Согласно

сингальским хроникам, Будда жил с 621 по 543 г. до н.э. А китайские хроники

фиксируют рождение Будды в 1О24 г. до н.э. Указан возраст Учителя - около

восьмидесяти лет (устные традиции утверждают сто лет). Известно место рождения

Учителя - Капилавасту, расположенное в

Hепальском Тераи. Известен царский род Шакья, из которого

происходил Готама.

є Конечно, все биографии великого Учителя сильно

приукрашены современниками и последователями, особенно в

позднейших писаниях, но для сохранения колорита и

характера эпохи приходится до некоторой степени

пользоваться традиционным изложением.

є Согласно преданиям, в шестом веке до нашей эры в

Северной Индии, в предгорьях Гималаев, существовало

владение Капилавасту; оно было населено многочисленными

племенами