увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое
малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть
воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети
особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение этого
синтеза должно быть увлекательно'. (Бр., 426)
7. Есть в Живой Этике вполне конкретные советы по организации
процесса обучения.
'Обучение в низшей и средней школе должно быть одинаково для
обоих полов. Нельзя навязывать ребенку специальность когда он не может
еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить
программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не
может сразу обнаружить свои задатки. Очень важно, чтобы программы не
различались для полов. Уже это одно условие сотрет очень вредное
отношение к полу'. (Н. В.)
'Различие между деревенской, городской и гимназией уничтожается.
Единая для всех начальная школа, единая для всех срединная и единый
для всех Университет.
Особо обратите внимание на начальную школу. В начальной школе
учение совместное до десяти лет. Средняя от 1О до 16 лет, но, конечно,
зависит от способностей. Средняя школа не имеет совместного обучения.
Экзамены отменяются, но каждый должен представить самостоятельную
работу. Пусть даже семилетний малыш проявит себя'. (Н. В.)
'Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных
испытаний'. (Об., 229)
'Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите
возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль
должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это
умерщвлением возможностей?
Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для
быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не
надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать
промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не
скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое
подвигоподобное движение есть уже свет и радость.' (Об., 2О7)
8. Особое внимание нужно обратить на духовное воспитание молодежи.
'Именно, самая неотложная, самая насущная задача, это воспитание
детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется
все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень
малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать
образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование,
как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует
нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских
странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в
ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению
нравов, к умственному вырождению и новым заболеваниям. Конечно, не
лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных
семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и
беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития.
Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились
житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и
такой же известности'. (П., 2, С. 461)
'Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение
красоты жизни. История Искусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он
должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по
современным достижениям'. (Н. В.)
'Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением.
При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны
принимать участие... Должны происходить всякие проявления искусства.
Без путей красоты не может быть образования'. (Об., 1О4)
'...от всего сердца приветствую мысль устройства театра для
детей. Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство
воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при
достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и
устремить молодые души к подвигу, к героизму... Хороши для этого все
мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях.
Увлекательные высоконравственные образы могут поднять уважение к
понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым,
но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы