Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

им радость незабываемую, ибо они любят все настоящее, а Мы

стремимся к Правде.

Давайте детям лишь настоящие вещи!' (Оз., 3-V-19)

16. Привить чувство коллективизма, общинножития, что необычайно

важно, можно тоже только в самом раннем возрасте.

'Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно

думают, что ребенку нужно дать его вещи,ибо ребенок легко поймет, как

могут быть вещи общими'. (Об., 2-X-4)

Особенно нужно поощрять детей в их стремлении к

усовершенствованию жизни.

'Скажите детям по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они

должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель

Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей'. (Об.,

2-XI-23)

17. 'Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду.

Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной'. (Об.,

8)

Труд - важнейший фактор развития и совершенствования во всех

мирах.

'Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю

ошибкою, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и

играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить'.

(П.)

Прочно лишь то достижение, которое получено самостоятельным

усилием.

'Сам, сам, сам!' - восклицает ребенок, не допуская взрослых к

своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о

завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания

тускнеют и часто сводятся к обратному. 'Пусть вверху и внизу работают

на меня' - так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но

ребенок помнит и защищает самостоятельность'. (М. О., 1, 264)

Приучая ребенка к физическому труду, нужно избежать один очень

укоренившийся предрассудок. '...люди должны одинаково владеть парными

органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок

владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит

предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать

равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может

избежать предрассудка взрослых'. (Бр., 275)

Труд совершенствует не только физическое тело, он утончает и

совершенствует более тонкие структуры человека и тем готовит его к

овладению высшими сферами бытия.

18. 'При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие

труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа

жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об

эгоизме труда; наоборот, присоединяется широкое понимание труда на

пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце, но

впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным,

тогда в огнях сердца создается труд пространственный для будущего.

Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда. Тогда

пространственный труд сознательно проникает в высшие сферы. В этом

условии сознательности сердце получает прочный доспех, который даже

пригодится для Огненного Мира. Будем стремиться к доспеху всюду

пригодному'. (С., 411)

Не только фактор труда влияет на воспитание сердца. Дети должны

знать о сокровенной бессмертной сущности.

'Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю,

что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение'. (С.,

575)

С сердцем также связано понятие духовности.

19. 'Духовность является природным заработанным качеством, но на

средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое

преображение от рождения. Надо дать чистую атмосферу, не затемнять

воображения подлыми видами, научить радоваться, именно, возвышенно

прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь'. (М. О., 3, 499)

'Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая

бедная хижина может не оскорблять духовного чувства...' (А., 7О)

'Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть

преддверие чистоты сердца...' (Об., 1О6)

'Не следует думать, что пустота (духовная) жизни не замечается

детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому

молитва лучше живет в чистом доме'. (А., 7О)

2О. Нужно оберечь первую молитву ребенка. 'Молитва не может иметь

ничего общего с насилием. Первая молитва

ребенка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молится:

'Господи, мы готовы