этого сознанием.
'Каждый должен учиться путем своего личного опыта,'- говорит
восточная мудрость. '...Не принимай ничего окончательно, пока сам себе
этого не докажешь. Но если ты благоразумен, то воспользуешься советом
и опытом людей, прошедших этот путь до тебя. На каждом переходе пути
будет видно, что те, кому удавалось пройти дальше, оставляли
знаки-вехи для идущих за ними...'.
Давайте попробуем воспользоваться знаками Агни Йоги - Живой
Этики - и посмотрим, какое представление о Мироздании и о месте
человека в нем дает нам это Учение.
Живая Этика так же, как и наука, считает окружающий мир
материальным. Все сущее есть материя и ее движение, которые существуют
вечно. Однако понятие материи в Живой Этике существенно расширенно.
Материя бесконечна в своих градациях утончения. То, что религии
называют Духом,есть тончайшая материя, пока еще не известная и не
исследованная наукой. Жизнь есть ни что иное, как бесконечная смена
форм проявления духа в материи. Разум есть свойство этой тонкой
материи, присущее ей изначально и вечно существующее, но формы
проявления этого разума постоянно меняются. Разумен весь Космос. Вся
Вселенная находится в постоянном эволюционном развитии. Живая Этика
различает три градации существующих миров. Земной мир, или мир плотной
материи- он наиболее хорошо нам известен и изучен. Тонкий мир, или мир
тонкой материи. И,наконец, Мир Огненный,иначе говоря, мир тончайшей
материи, мир Духа. Все три мира существуют взаимно проникая друг в
друга и находясь в тесной взаимосвязи. Все сущее, начиная от атома и
кончая человеком, содержит в себе элементы всех трех миров. Мир
плотный -это всего лишь надводная, видимая часть айсберга, невидимую
часть которого составляют миры Тонкий и Огненный.
Сущность человека, его высшее 'Я', или, иначе, его
индивидуальность, состоит из элементов тонкого и огненного мира.
Поэтому эта тонкоматериальная структура /душа - в терминах религии/
является вечно сущей.После так называемой смерти она переходит в иную
форму бытия, продолжая свое существование в мире тонком.
Развитие и совершенствование человеческой индивидуальности -
процесс очень медленный и длительный. И совершается он в течение
многих жизней человека на земле /в мире плотном/,а также во время его
пребывания /в промежутках между этими воплощениями/ в тонком мире.
Каждый человек, таким образом, есть результат длительной эволюции, а
не однократного существования в плотном мире, как считает наука, и он
занимает свое определенное место в эволюции космоса. Живая Этика так
же, как и наука, отвергает идею Бога. Вот как писал об этом Великий
Учитель английскому ученому Синнету: 'Ни философия Наша, ни сами Мы не
верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует
прописной буквы... Мы верим в материю, как видимую природу, и в
материю в ее незримости... в ее непрерывном движении, которое есть
жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все,
вне которого ничто не может существовать.' /Чаша Востока. С.23,32/.
Однако в отличие от науки Учение говорит о том, что в Космосе
существует Иерархия Светлых Сил, уходящая в беспредельность. К ней, в
частности, принадлежат Великие Учителя человечества. Сами эти Великие
Души называют себя Старшими Братьями человечества. На протяжении всей
истории нашей планеты Они многократно воплощались на Земле для
оказания помощи ее человечеству. Наиболее широко известными примерами
таких воплощений являются воплощения Будды и Христа. Помощь эта
заключалась в том, что Великие Учителя направляли нашу мысль,
расставляли вехи для продвижения нашего сознания, передавали нам
знание законов эволюции Космоса, и в особенности нравственных законов,
являющихся основой духовной эволюции человека.
Конечно, каждый раз передача этих знаний осуществлялась с учетом
уровня развития человечества и в форме, доступной его сознанию. В
глубокой древности - в виде религий, позднее - в виде
религиозно-философских доктрин, в наше время - опираясь на сегодняшний
уровень научно-материалистического представления людей. Без такой
помощи мы просто не смогли бы развиваться. Как, например, не смогли бы
развиваться маленькие дети, полностью изолированные от взрослых,
скажем, на необитаемом острове;