в один день утерять запас
энергии, накапливающийся в течение многих дней. Часто человек в
состоянии раздражения начинает испытывать острое чувство голода, это
естественная реакция организма на потерю психической энергии. Однако в
этом состоянии ни в коем случае нельзя принимать пищу, т.к. она в
процессе приема напитывается империлом и получается как бы двойное
отравление - от раздражения и от отравленной пищи. Чтобы справиться с
состоянием раздражения советуется такой прием: нужно выйти на чистый
воздух и сделать семь очень глубоких вдохов. Усиленный приток праны в
организм во время этого дыхания поможет справиться с приступом
раздражения. Но это экстренная мера скорой помощи. Самое же главное -
нужно упорно и методично вырабатывать в себе качества спокойствия,
равновесия и гармонии так, чтобы в конечном итоге никакие внешние
воздействия не могли вызвать в человеке приступов раздражения. Работа
эта очень трудная, но при настойчивости и постоянстве усилий она
непременно приведет к успеху.
Страх. Другим очень сильным разрушителем психической энергии
человека является страх, он не только разрушает психическую энергию,
но и прекращает приток ее в организм человека. Причем эманации страха
очень заразительны. Один трус способен заразить паникой целое войско.
Вибрации страха притягивают по сродству соответствующие эманации из
пространства, посеянные там другими людьми и вся эта лавина низких,
темных, отравленных воздействий обрушивается на породителя страха.
Сомнение. Следующим врагом психической энергии является сомнение.
В Живой Этике много говорится о вреде сомнения. Оно пожирает
психическую энергию, разлагающе действует на нервную систему и даже
способно изменить пульс человека. Сомнение особенно вредно тем, что
создавая как бы отрицательное магнитное поле, блокирует связь человека
с Высшим Источником психической энергии. Сродни сомнению и
мнительность. 'Это две сестры одной матери - невежества', - сказано в
Учении.
Саможаление. Не менее вредным, чем сомнение является и
саможаление. Человек, чувствующий себя несчастным, собирает вокруг
себя мрак и заражает им пространство. Сам лишив себя счастья, он
становится рассадником бедствий, т.к. согласно закону соответствия,
подобное притягивается подобным. Саможаление и зависть притянут к
такому человеку целый рассадник несчастий.
'Всякое жаление сжимает сердце, но жаление других расширяет после
сердце новым светом, тогда как саможаление оставляет сердце как
сморщенное манго' /Сердце, 241/.
Часто человек, жалея себя, закрывает доступ Высшим Силам и
множество уже близких возможностей разлагается его жалобами,
порожденными саможалением. Человек же самоотверженный приобщается ко
всей Вселенной и черпает силы из вечного источника жизни.
Лень. Лень, бездействие, неподвижность - убийцы психической
энергии. Жизнь есть движение, энергия есть движение; с прекращением
действия и труда замирает жизнь, тухнет огненная энергия. Закон жизни
- беспредельное совершенствование, оно происходит в труде и действии,
потому лентяй является нарушителем закона жизни. Психическая энергия
требует упражнения, она возрастает и утончается в действии. Даже
мускулы нуждаются в упражнении и без движения атрофируются, настолько
же разлагающе бездействие для психической энергии.
Духовная лень еще более опасна, чем физическая. Лень является
одной из главных преград на пути овладения психической энергией.
Неуравновесие. Разрушителем психической энергии является каждое
неуравновесие, как телесное, так и психическое. Беспокойство,
растерянность, суетливость, нервные движения, чрезмерная жестикуляция,
болтливость - все это ведет к напрасной растрате психической энергии.
Нужно бороться с этими недостатками, заменяя их спокойствием,
собранностью, немногословием и т.д.
Самость. Самым злейшим врагом человека является самость. Под
самостью понимается комплекс недостатков человека, связанный с
концентрацией сознания на своей личности. Это прежде всего эгоизм в
самом широком значении этого слова. Затем себялюбие, тщеславие,
самомнение, самовлюбленность, самоуверенность, самовозвеличение, а
также и обидчивость, самоумаление, самоуничижение и т.д.
Причина этого недостатка в том, что самостный человек слишком
концентрирует