Лекция N1
ЖИВАЯ ЭТИКА и современность
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором
легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество
переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот
затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли
это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если
рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее
сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека
охватил весь мир, все человечество. Во всех странах мира, независимо
от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм,
наркомания, преступность,нравственная деградация; растет число
самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди
молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах
Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный
жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас. В
последние два-три десятилетия эти явления стали широко
распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения
проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате
людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в
последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы
которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом
устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они
едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних - духовных
ориентиров своей жизни.
Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление
людей построить в своем сознании достаточно стройную систему
мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на
эти представления.
Единую реальность бытия, к познанию которой стремится человек,
образно говоря, можно представить в виде многогранного кристалла, одни
из граней которого познаются наукой, другие - искусством, третьи -
религиозным опытом человечества. Чтобы приблизиться к пониманию этой
реальности, недостаточно рассмотреть ее грани в отдельности, нужно еще
суметь увидеть как бы их взаимное расположение.
Познание окружающего мира и расширение сознания человека идут
как бы по спирали. Вначале идет накопление знаний и опыта, затем
синтез этих разрозненных знаний в единое, целостное представление об
окружающем мире, затем, опираясь на это качественно новое
представление, накопление более глубоких знаний и опыта и т.д. Сейчас,
в конце ХХ века как раз наступило время синтеза. Именно сейчас нужно
суметь соединить в единое целое все знание и весь опыт человечества и
получить, таким образом, качественно новое, расширенное и целостное
представление о Мире и законах его Бытия. При этом ни один опыт
познания человеком Единой Реальности не может быть проигнорирован без
нанесения ущерба целостному представлению о Мире - ни научный, ни
философский, ни эстетический, ни религиозный.
Именно такую стройную, целостную картину Бытия дает нам Живая
Этика. Это философско-этическое и духовно-нравственное Учение является
синтезом многогранного опыта человечества. Живая Этика не есть новая
религия в научной упаковке, как считают иногда некоторые люди,
составившие о ней поверхностное представление. Живая Этика явлена в
мир, как результат практического освоение этого мира и предназначена
для практического совершенствования жизни современного человечества.
В том, что Живая Этика стала достоянием человечества, огромная,
исключительная заслуга принадлежит Елене Ивановне Рерих. Все книги
написаны ее рукой. Однако было бы неправильным считать ее автором этих
книг в общепринятом понимании. Точнее сказать, что книги эти даны нам
Великим Учителем через Е.И.Рерих.
Одной из главных особенностей Живой Этики является то, что она
дает людям те ориентиры в жизни, о которых я говорил в начале лекции.
Как сказано в самой Живой Этике, задача ее расставить вехи, по которым
сможет двигаться человечество в своем развитии. При этом само Учение
категорически против какого-либо навязывания себя, агитации, либо
рекламы. Живая Этика может быть воспринята и принесет пользу только в
том случае, если такое восприятие происходит добровольно уже созревшим
для