до начала нашего расследования были
агностиками, то есть - ни за Христа, ни против Христа. Естественно, мы менее
были заинтересованы богословским или догматическим содержанием религий,
нежели силой их сияния и некоторой долей достоверности, присущей многим из них.
В этом смысле всякая вера для нас бьша достойна уважения, но ни одна не обладала
монополией на истинность.
Поэтому к личности Иисуса мы приблизились со всей возможной осторожностью, не
имея никакого желания доказать или опровергнуть что-либо, и никакие
предрассудки не повлияли на такой подход. Историческая объективность стала
нашим единственным правилом, единственно достойной нашего интереса, и, таким
образом, в наших выводах мы не поставили под вопрос никакие из наших личных
убеждений, не изменили в чем бы то ни было нашу систему ценностей. Короче
говоря, мы ничего не выиграли и не потеряли ни в какой области.
Но что стало бы с другими7 С миллионами людей в этом мире, для которых Иисус
всегда был сыном Божьим, Спасителем и Искупителем вины человечества? Какую
угрозу представил бы для их веры этот исторический Иисус, этот царь-священник,
рожденный нашими поисками? В какой степени мы нарушим, перевернем те
понятия, которые для • стольких верующих представляют основу, бесценный
фундамент их прикосновения к святому?
Ведь эти выводы, мы это прекрасно сознаем, противоречат некоторым главным
догмам современного христианства, и против них не преминут подняться большие
ереси, если не святотатства, а также и против способа, которым мы нарушили
незыблемый порядок
Однако, мы не считаем, что каким-либо образом нарушили святость Иисуса или
признали его в глазах многочисленных верующих, его почитающих; если мы лично в
прин-
294
ципе не принимаем его божественность, то ни один из наших выводов не
представляется препятствием этому убеждению. Просто мы думаем, что в случае с
Иисусом понятие божественности не является несовместимым с тем, что он имел
жену и детей, и что нет никаких причин для того, чтобы считать его бесполым
существом. Действительно, даже если он и мог быть сыном Божьим, ничто не
запрещало ему жениться и создать семью.
Вся христианская теология основана на принципе воплощения Иисусом Бога на
земле. Бога, полного сострадания к людям, к своим же созданиям, принявшего
человеческий облик и ставшего человеком среди людей; Бога, проводящего личный
эксперимент в человеческих условиях и познающего, как и его создания, страдание,
одиночество, горечь и отчаяние; Бога, противостоящего, как и тот, кого он создал,
земным порокам, а потом и смерти; Бога, покидающего свое далекое царство, чтобы
стать человеком в самом глубоком, самом полном смысле этого слова, разделяющего
каждодневную судьбу человека и познающего его, как никогда еще в Ветхом Завете
ему не было дано его понять; наконец. Бога, искупающего и оправдывающего
человеческую природу, пострадав через нее и придя к смерти...
Опять же, как принять, что Иисус познал все это своим человеческим опытом, если
он не знал двух главных аспектов-физической любви и отцовства? Можно ли по-
настоящему в этих условиях считать, что он был человеком? В наших глазах это
невозможно, и Воплощение для нас, повторяем, не может считаться истинным, если
Иисус не был помимо всего прочего супругом и отцом. Иисус из Евангелий, то есть из
официального христианства, неполон, ибо Бог, воплощенный в нем, лишь частично
принял облик человека. Тот же, о котором говорили мы, напротив, человек до конца,
и видится он нам, безусловно, более правдивым, более доступным современному
человечеству, так как такой Иисус действительно похож на него. Это основная
причина, из-за которой мы искренне считаем, что ничего не убавили в его
бесподобном ореоле.
Сейчас невозможно определить, кто был прямой потомок Иисуса. Как мы видели,
генеалогические древа увеличиваются ввысь и вширь, от одного поколения к
другому, и образуют настоящие леса, и сегодня существует двадцать семей, по
крайней мере, принадлежащихк роду Меровингов, в Англии и в Европе, а каждая
насчитывает огромное количество боковых ветвей. Прежде всего, назовем имена
Габсбургов-Лота-рингских, Плантар де Сен-Клеров, Люксембургов, Монтескью,
Монпеза и, конечно, есть многие другие. Согласно докумен-
295
там Общины , семья Синклер в Англии тоже входит в этот список, так же как и
различные ветви Стюартов или Девонширов. То есть большинство из этих семей
может претендовать на свое восхождение прямо к