стороны, Иисус не восхваляет целибат: Разве вы не читали, что Создатель с самого
начала создал мужчину и женщину?.. Так пусть мужчина оставит отца и мать и
прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью ,-объявляет он в XIX главе
от Луки. Это, а также древняя еврейская традиция, согласно которой было не только
обычным, но и обязательным избрать путь брачного союза, уже может заставить
предположить, что Иисус, вероятно, тоже был женат. Впрочем, целибат в те времена
сильно осуждался - один еврейский писатель конца I в. даже приравнивает его к
убийству-и за исключением некоторых ессейских общин было также обязательным
для отца семейства найти жену своему сыну, как и обрезать его. Поэтому неженатый
Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий
закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы
об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде .нет
вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему
мнению, составляет достаточно серьезный признак того,, что он был женат, коим не
стоит пренебрегать. Принимая во внимание культурное окружение той
231
эпохи,- пишет также один современный теолог,- совершенно невероятно, чтобы
Иисус не был женат задолго до начала своей общественной деятельности. Если бы он
высказывался за безбрачие, то его речи наделали бы шуму и оставили бы свои
следы в Евангелиях; но их молчание по этому поводу является достойным
аргументом в пользу гиротезы о его браке. В еврейском контексте добровольное
безбрачие было настолько необычным, что пробуждало всеобщее внимание и
обсуждение всех10 .
Титул равви , то есть раввин, часто применяемый к Иисусу в Евангелиях,
усиливает это предположение. Взятый в самом широком смысле, это термин,
очевидно, может означать лишь что-то вроде оратора, берущего слово от своего
имени и для собственного удовольствия. Но высокий уровень образованности
Иисуса, свидетельством чему является его диалог с врачами храма, наводит на
мысль о том, что он был чем-то гораздо большим, чем просто оратор; вероятно, он
практиковал высшую форму религиозного обучения, которая действительно давала
ему право на официальный титул равви . Но в таком случае и если, как считает
некая традиция, Иисус действительно был равви в узком смысле слова, то брак
его становится не только возможным, но безусловным, ибо еврейский закон
определенным образом высказывается по этому поводу: Неженатый человек не
может претендовать на обучение других11 .
Впрочем, в четвертом Евангелии мы находим рассказ о свадьбе. Он нам знаком, ибо
это свадьба в Кане , но, тем не менее, он поднимает ряд определенных вопросов.
Эта сельская свадьба кажется всего лишь скромной местной церемонией, и
новобрачные остаются безымянными. Однако, Иисус на нее приглашен , и это
очень любопытно, так как он еще не начал своей общественной деятельности;
но еще более удивительно присутствие рядом с ним его матери, присутствие
засвидетельствованное, но которое явно не имеет никакого смысла.
Помня рассказ о свадьбе в Кане , некоторые на самом деле считают, что знают его
настолько хорошо, что даже не стоит ему удивляться. И однако перечитаем его,
глядя на него по-новому, и посмотрим на Марию. Она не довольствуется простым
напоминанием сыну о том, что надо наполнить кувшины вином, она просит его об
этом так, что она сама кажется хозяйкой этих мест: И как недоставало вина, то
Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что мне и тебе Жено?
еще не пришел час мой . Но этот ответ не смутил Марию, которая обратилась тогда
прямо к слугам: Что скажет Он вам, то сделайте ,- просит она их. И слуги тотчас
повинуются ей, словно они привыкли получать приказания от Иисуса и его матери.
232
А сам он, кажется, без особой спешки выполняет желание своей матери; здесь, в
самом начале Евангелия от Иоанна, мы присутствуем при первом чуде-
превращении воды в вино. Однако, до сих пор он еще ни разу не проявил своей
необыкновенной силы, и Мария явно не должна была об этом знать. И даже если бы
она о ней подозревала, для чего ей понадобилось устраивать демонстрацию в первый
раз во время достаточно банальной церемонии? Ведь если верить евангелисту, то оба
они всего лишь приглашенные на свадьбу, и не их забота следить за тем, как
подаются кушанья, а их хозяину. Если только... если только в данном случае речь не
идет о свадьбе самого Иисуса-тогда