XIX в.
Вагнер черпал вдохновения для своей великой лирической тетралогии Кольцо
Нибелунга . Как всегда, мифы и легенды в ней сплетаются с Историей, но будет
небезынтересным напомнить, что слово Нибелунг обозначало германское племя,
жившее в конце эпохи Меровингов, и что некоторые имена Песни о Нибелунгах --
Зигфрид, Брюнхильда, Кримхильда или Зиглинда - подлинно меровингские. Также
как и многочисленные эпизоды немецкой поэмы относятся к событиям,
происходившим во бремена Меровингов.
Все наводит на мысль о том, что эта эпоха обладала прямо-таки чарующим
воздействием на воображение XII и XIII вв. Во-первых, поэтическая
привлекательность бесчисленных великолепных легенд, хлынувших одновременно
изо всех земель Европы, но также и привлекательность исторических подробностей,
содержащихся в них. Таковы Поиски Святого Грааля , написанные между 1215 и
1230 гг., события которых явно относились к тому, что происходило 454 г. спустя
после воскресения Иисуса.32 Ведь если Иисус, умер в 33 г. н. э., сага о Граале,
следовательно, должна разворачиваться в 487 г., в самом начале меровингской
эпопеи и за девять лет до крещения Хлодвига.
Кроме того, вспомним, что Вольфрам фон Эшенбах и все остальные романы о
Граале вместе с ним располагали двор короля Артура в Нанте, а не в Англии, как мы
довольно долго думали, и действие его поэмы разворачивается в пределах Галлии.
Примем во внимание, наконец, и то, что все средневековые предания рассказывали
о том, что Магдалина привезла Грааль из Иерусалима в Марсель, город, который
тоже расположен в Галлии.
Так, без всякого риска ошибиться, мы могли бы поместить события, поведанные
романами о Граале, во времена Меровингов и в Галлию, на континенте, а не в
Англии, как говорили многочисленные комментаторы этих романов33. Быть может,
уже тогда сам Грааль, а о еа , был связан с
215
королевской кровью меровингской династии, кровью, которую
считали священной и наделенной магической и чудодейственной властью.
Быть может также, романы о Граале в символической или аллегорической форме
рассказывали об определенных событиях меровингской эпохи, встреченных нами -
а почему бы и нет? - в ходе нашего расследования. Например, эта очень древняя
свадьба, после которой родилась легенда о двойном происхождении Меровея; или же
история семьи Грааль, символизирующая тайное выживание меровингского
потомства, королей, потерянных в горах и пещерах Ра-зеса; или же их изгнание в
Англию около конца IX-начала Х вв.; или же эти тайные династические браки,
благодаря которым меровингская лоза, как и древо Грааля, расцветет пышным
цветом в Годфруа Бульонском или в Лотарингском доме. А медведь Артур был
случайно нарисован в виде кельтского или галло-римского вождя, на самом же деле
он был Урсусом , а авторы романов о Граале завладели легендарным и
героическим Артуром из хроник Джефри де Монмауса, чтобы сделать его
проводником некоего предания, совсем другого по смыслу и очень секретного...
Тогда все могло принять новое значение, объясняющее, например, что тамплиеры,
названные Сионской Общиной хранителями меровингского потомства, были
объявлены хранителями Грааля и его семьи... Действительно, если семья Грааль и
меровингское потомство совпадали во времени и пространстве, то не было ничего
удивительного в том, что тамплиеры охраняли ее в эпоху, когда создавались
посвященные Граалю романы, и в их присутствии, следовательно, не было ничего
анахронического.
Соблазнительные гипотезы, в которых феерия легенд сплеталась с исторической
действительностью, в которых потомство Грааля сольется в одну и ту же и
единственную ветвь с потомством Меровея. Да, но...
Если действие романов о Граале разворачивалось в ме-ровингскую эпоху, то они, как
мы уже видели, были связаны с Иисусом, Иосифом из Аримафеи и Магдалиной.
Даже очень тесно связаны, раз Робер де Борон видел в Галааде сына Иосифа из
Аримафеи и раз Поиски Святого Грааля Называли его, как и Иисуса, отпрыском
царя Давида. Впрочем, для многих средневековых писателей имя Галаада было
производным от Гилеада, мистического наименования Иисуса34.
Если Грааль должен быть идентифицирован с меровинг-ским родом, то как он связан
с Иисусом? Как примирить две связи, отдаленные друг от друга четырьмя долгими
столетиями и множеством различий? Какая нить может привя-
216
зывать Грааль, с одной стороны, к эпохе Меровингов, а с другой - к приезду в
Галлию Магдалины, привезшей с собой таинственный