М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

написан тамплиером, повсюду

чувствуется тень рыцарей: замок, где находится не Грааль, а конклав

посвященных , церемония, на которой Персеваля приняли двое мастеров ,

хлопающие в ладоши и окруженные тридцатью тремя другими мужчинами,

одетыми в белое и носящими на груди красный крест и кажущимися одного

возраста5 ; наконец, утверждение одного из этих таинственных мастеров о том,

что ему хорошо известен род Персеваля и что он лично видел Грааль - привилегия,

коей удостоены были лишь немногие.

Как и предыдущие романы Кретьена де Труа и Робера де Борона, Перлесваус

также настойчиво проводит линию рода, потомства: Персеваль много раз назван там

самым святым ; в другом месте он принадлежит к роду Иосифа из Аримафеи , а

дальше- этот Иосиф был дядей его матери, бывшим воином Пилата в течение семи

лет6 .

Однако, действие Перлесвауса происходит не в эпоху Иосифа из Аримафеи, а, как

и у Кретьена, во времена короля Артура. Впрочем, хронология не всегда

соблюдается точно, раз упоминаемая там Святая Земля вернулась вновь в руки

неверных, тогда как в действительности это событие произошло лишь два века

спустя после царствования короля Артура.

Кроме поля битвы анонимный автор Перлесвауса , кажется, хорошо знает и

магический мир заклинаний и обращений. Например, можно прочесть там-и это

удивительно-многочисленные намеки на алхимическую работу, а именно:

на двух мужей, сделанных из меди, благодаря искусству ни-громансии7 ; здесь явно

присутствует отголосок некоторых тайн, окружавших тамплиеров; затем слова,

обращенные к Персевалю, одного из мастеров , одетых в белое, напоминающие 0

загадочной голове из ритуалов ордена: Есть головы, сделанные из серебра, и

головы, сделанные из свинца, и тела, которым эти головы принадлежали; я говорю

тебе, что ты должен вызвать сюда головы Короля и Королевы8 .

Безусловно, это намеки на магию, а также на ереси и язычество. И не только

Персеваль обозначен таковым, как сын вдовы , но все действие романа целиком

разворачивается в атмосфере странных церемоний, неожиданных для христианского

контекста: король принесен в жертву, его дети зажарены и съедены -

преступление, в котором часто обвиняли тамплиеров,- над лесом поднят красный

крест, чудесное белое животное на глазах у Персеваля раздирают в клочья собаки;

затем на сцену выходят рыцарь и девушка, они несут золотую посуду и принимаются

собирать в

202

нее изуродованные куски мяса, прежде чем поцеловать крест и исчезнуть. Что

касается Персеваля, то он преклоняет колена перед крестом, а затем, как и все

остальные, в свою очередь целует его9.

Это отношение к кресту сильно напоминает обвинения, выдвинутые против

тамплиеров, записанные в различных протоколах процессов Инквизиции; но оно

напоминает также дуализм катарской мысли, отрицающей крест, и еще

гностическую философию; и та, и другая распространяются здесь и на сам Грааль.

Ведь если для Кретьена де Труа Грааль лишь неопределенный предмет из золота и

драгоценных камней, а для Робера де Борона - это чаша, в которую собрали кровь

Христа, то в Перлесваусе он принимает совсем другие и очень любопытные

размеры, заключая в себе идею тайны, относящуюся к Иисусу и приоткрытую лишь

для небольшого числа людей. Ты не должен раскрывать тайн Спасителя,- говорит

священник Ивэйну,- и тех, кому они были доверены, и ты тоже должен скрывать

их 10.

Так, когда Ивэйн, наконец, находит Грааль, то сначала ему кажется, что в центре

него он видит лик ребенка , потом Грааль во плоти , а затем, как он думает,

коронованного Царя, пригвожденного к кресту11 . Далее, в ходе мессы, Грааль,

наконец, появляется в пяти разных образах, о которых никто не имеет права

говорить, ибо секреты этого таинства не должны быть раскрыты, и говорить о них

имеет право только тот, кому Бог доверит их. Король Артур видит пять различных

превращений, и последнее из них-потир*12 .

Итак, согласно анонимному автору Перлесвауса , Грааль принимает различные

формы,13 и эти превращения могут быть истолкованы по-разному. Их эзотерическое

значение очевидно: Грааль - это чаша, кубок или потир; но если принять это как

аллегорию, то он символизирует потомство, или, быть может, тех, кто его

составляет, или же еще представляет собой в некотором роде мистический опыт,

одно из духовных открытий, каковые были известны катарам и разным

дуалистическим сектам.

История, рассказанная Вольфрамом фон Эшенбахом.

Из всех романов, посвященных Граалю, самым