написан тамплиером, повсюду
чувствуется тень рыцарей: замок, где находится не Грааль, а конклав
посвященных , церемония, на которой Персеваля приняли двое мастеров ,
хлопающие в ладоши и окруженные тридцатью тремя другими мужчинами,
одетыми в белое и носящими на груди красный крест и кажущимися одного
возраста5 ; наконец, утверждение одного из этих таинственных мастеров о том,
что ему хорошо известен род Персеваля и что он лично видел Грааль - привилегия,
коей удостоены были лишь немногие.
Как и предыдущие романы Кретьена де Труа и Робера де Борона, Перлесваус
также настойчиво проводит линию рода, потомства: Персеваль много раз назван там
самым святым ; в другом месте он принадлежит к роду Иосифа из Аримафеи , а
дальше- этот Иосиф был дядей его матери, бывшим воином Пилата в течение семи
лет6 .
Однако, действие Перлесвауса происходит не в эпоху Иосифа из Аримафеи, а, как
и у Кретьена, во времена короля Артура. Впрочем, хронология не всегда
соблюдается точно, раз упоминаемая там Святая Земля вернулась вновь в руки
неверных, тогда как в действительности это событие произошло лишь два века
спустя после царствования короля Артура.
Кроме поля битвы анонимный автор Перлесвауса , кажется, хорошо знает и
магический мир заклинаний и обращений. Например, можно прочесть там-и это
удивительно-многочисленные намеки на алхимическую работу, а именно:
на двух мужей, сделанных из меди, благодаря искусству ни-громансии7 ; здесь явно
присутствует отголосок некоторых тайн, окружавших тамплиеров; затем слова,
обращенные к Персевалю, одного из мастеров , одетых в белое, напоминающие 0
загадочной голове из ритуалов ордена: Есть головы, сделанные из серебра, и
головы, сделанные из свинца, и тела, которым эти головы принадлежали; я говорю
тебе, что ты должен вызвать сюда головы Короля и Королевы8 .
Безусловно, это намеки на магию, а также на ереси и язычество. И не только
Персеваль обозначен таковым, как сын вдовы , но все действие романа целиком
разворачивается в атмосфере странных церемоний, неожиданных для христианского
контекста: король принесен в жертву, его дети зажарены и съедены -
преступление, в котором часто обвиняли тамплиеров,- над лесом поднят красный
крест, чудесное белое животное на глазах у Персеваля раздирают в клочья собаки;
затем на сцену выходят рыцарь и девушка, они несут золотую посуду и принимаются
собирать в
202
нее изуродованные куски мяса, прежде чем поцеловать крест и исчезнуть. Что
касается Персеваля, то он преклоняет колена перед крестом, а затем, как и все
остальные, в свою очередь целует его9.
Это отношение к кресту сильно напоминает обвинения, выдвинутые против
тамплиеров, записанные в различных протоколах процессов Инквизиции; но оно
напоминает также дуализм катарской мысли, отрицающей крест, и еще
гностическую философию; и та, и другая распространяются здесь и на сам Грааль.
Ведь если для Кретьена де Труа Грааль лишь неопределенный предмет из золота и
драгоценных камней, а для Робера де Борона - это чаша, в которую собрали кровь
Христа, то в Перлесваусе он принимает совсем другие и очень любопытные
размеры, заключая в себе идею тайны, относящуюся к Иисусу и приоткрытую лишь
для небольшого числа людей. Ты не должен раскрывать тайн Спасителя,- говорит
священник Ивэйну,- и тех, кому они были доверены, и ты тоже должен скрывать
их 10.
Так, когда Ивэйн, наконец, находит Грааль, то сначала ему кажется, что в центре
него он видит лик ребенка , потом Грааль во плоти , а затем, как он думает,
коронованного Царя, пригвожденного к кресту11 . Далее, в ходе мессы, Грааль,
наконец, появляется в пяти разных образах, о которых никто не имеет права
говорить, ибо секреты этого таинства не должны быть раскрыты, и говорить о них
имеет право только тот, кому Бог доверит их. Король Артур видит пять различных
превращений, и последнее из них-потир*12 .
Итак, согласно анонимному автору Перлесвауса , Грааль принимает различные
формы,13 и эти превращения могут быть истолкованы по-разному. Их эзотерическое
значение очевидно: Грааль - это чаша, кубок или потир; но если принять это как
аллегорию, то он символизирует потомство, или, быть может, тех, кто его
составляет, или же еще представляет собой в некотором роде мистический опыт,
одно из духовных открытий, каковые были известны катарам и разным
дуалистическим сектам.
История, рассказанная Вольфрамом фон Эшенбахом.
Из всех романов, посвященных Граалю, самым