на самом деле он
был нечестен. Тогда человек снова начинает испытывать
беспокойство за экономику страны. Возможно, вы приняли
какую-то философию, потому что излагавший ее произвел на вас
приятное впечатление. Затем кто-нибудь убедительно
доказывает вам, что этот философ на самом деле вор или еще
хуже. Философию вы приняли, потому что нужен был какой-то
покой от своих мыслей. Инвалидация философа немедленно
вернет прежнюю путаницу мыслей.
Итак, мы рассматривали ситуацию, в которой молодой
человек снял хаос в отношении работы, твердо заявив: Я могу
получить и сохранить работу. Это было стабильное данное.
Работа была получена. Но его уволили. Хаос в его жизни вновь
вырос до неприятных размеров. Если у него было только одно
стабильное данное Я могу получить и сохранить работу как
единственный ответ на все проблемы, перечисленные в первой
главе, то, несомненно, ему придется испытать в своей
трудовой жизни периоды замешательства. Гораздо лучшим
стабильным данным было бы Я понимаю жизнь и
трудоустройство. Поэтому я могу получить и сохранить работу
и продвигаться по ней. К этому мы и стремимся в нашей
книге.
НЕОБХОДИМА ЛИ РАБОТА?
Понимание жизни необходимо для того, чтобы ею жить.
Иначе жизнь становится западней. Для очень многих из нас эта
западня в повседневном существовании принимает форму работы.
Если бы только не нужно было работать, сколько
замечательных вещей мы могли бы делать! Если бы только у нас
был какой-то другой способ получения денег... путешествия,
отдых, новая одежда... сколько у нас стало бы всего, если бы
только не нужно было работать!
Представление о том, что работа, вынужденность ее,
является корнем всех наших несчастий, стало чуть ли не
воспитательным принципом нашего общества. Профсоюзы,
государства всеобщего благосостояния , отдельные люди
объявляют своей главной целью сокращение количества работы.
Избавление от работы путем сокраения рабочих часов и
автоматизации производства стало лозунгом середины
двадцатого века.
И все же самым большим разочарованием для большинства
из нас была бы полная утрата возможности работать в будущем.
Лишиться права работать значит прекратить участие в жизни
той части общества, к которой мы принадлежим.
Сын богатых родителей, богатая вдова - никто из них не
работает. И никто не здоров душевно. Неврозы и сумасшествие
в нашем обществе следует искать прежде всего среди тех, кто
не работает или не может работать. Причины того, что человек
стал преступником, мы находим в его неспособности
работать . Право на труд оказывается неразрывно связанным со
счастьем и полнокровной жизнью. И совершенно очевидно, что
лишение возможности работать связано с безумием и душевным
расстройством.
С ростом автоматизации производства растет процент
людей, страдающих душевными расстройствами. Законы,
ограничивающие детский труд, запреты на сверхурочную работу,
требования предоставлять множество бумаг, осваивать
множество специальностей, регламентировать условия
существования, - все это сокращает количество работы,
которое может выполнить человек.
Вы когда-нибудь видели человека, ушедшего на пенсию,
который бы тосковал по своему рабочему месту? Доктрина
ограниченного труда воспитывает в нас убеждение, что в
таком-то и таком-то возрасте мы должны прекратить работать.
Почему оно столь популярно, если мы можем сами видеть, что
прекращение работы в большинстве случаев становится
прекращением жизни?
Говоря политическим языком, человек для своего
душевного здоровья гораздо больше нуждается в праве на труд,
чем в бесконечном количестве иллюзорных свобод. И все же мы
упорно расхолаживаем тех, кто выполняет работу, будь то наши
дети или взрослые члены общества. Если работа не
выполняется, то не будет и никакой работы, которую нужно
выполнять. Работа не возникает в готовом виде перед нашими
глазами. Работу нужно создавать. Новые изобретения, новые
рынки, новые системы распределения должны создаваться и
получать свое воплощение в мире по мере того, как времена
меняются, старые методы, старые рынки, старые системы
становятся неэффективными и приходят в негодность. Кто-то
создал работы, которые мы сейчас выполняем.