от Иерусалима, от пути святости,
вопреки институту? Отказалась от того, чтобы быть распятой от любви? Как же
вышло, что в России восторжествовало направление Сергия, кричавшего: “Нельзя
церкви быть убитой и распятой от Сталина и Берии!” И где же отцы наши, которые
говорили: “Позвольте нам быть убитым и распятым, и на третий день воскреснуть со
Христом”. — “А когда настанет третий день?” — спрашивали их надзиратели. Они
отвечали: “Уже настал!..” ('ибо наступает время, когда все сущие в гробах
услышат голос Господа и оживут', Ин.5:28,29)
Смысл безмолвной молитвы... Господь стоит рядом, и ты объясняешься Ему в любви.
Собеседуешь, открываешь Ему сердце, доверяешь Ему себя... Но каким нужно быть
одиноким, каким монахом, каким отчаявшимся во всем земном, Боже!..
Сущее безумие то, о чем я говорю. Но моя душа спокойна. Я доведен до такого
отчаяния, что больше ничего уже не могу принять. Прочее я начинаю подвергать
сомнению и суду человеческому, ума и рассудка.
Евангелие — книга для сумасшедших. Может ли здравомыслящий человек понять такие
стихи: “Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море” (1Кор.10:1).
Или: “крестились в Моисея в облаке” (10:2) — евреи за полторы тысячи лет до
пришествия Христа не обрезались, а крестились! Оставьте исторический контекст!
При чем здесь Сионская гора? Надо непосредственно, по-детски воспринимать эти
безумные стихи: крещение — в облаке, хождение — в облаке... И где бы ни были,
рассеянные в миллионноверстной диаспоре земных пустынь, питались одной и той же
пищей (10:3) — сквозь века!.. И пили из одного “духовного последующего камня”,
источника-Христа (10:4). Как можно пить из камня — не из колодцев, кранов
городских, источников святых?.. Абсолютно сумасшедшая книга!
4.Когда я юродствую, у меня совесть не болит. Я становлюсь спокойным. Юродство
помогает преодолеть невозможный мост между Им и мной. Я опроверг себя, я
презирал юродство. Я бежал юродства в Евфросинье. Учил: “Юродивый неподражаем, а
я хочу стать учителем, чтобы мне следовали”. И теперь понял: старчество — синтез
юродства и учительства. Истинный учитель так же неподражаем, как юродивый —
научить ничему не может. Венец его школы: “Ничего не могу, простите...”, —
отказ, поражение, а за ним следует венец и торжество! Понимай, как хочешь...
Учительство во Христе служит таким же искушением, как юродство. Нельзя научить
Христу, и нельзя не учить. Грех полагать, что можно научить (в сети обольщения
ввергнуть), и еще больший грех — отказать в помощи нуждающемуся. Как быть?..
Господь блестяще разрешил эту антиномию: исцелил двух слепых и — запретил им
разглашать тайну. А они пошли и разгласили. Нельзя разглашать, поскольку, если
ты не исцелился, что с того, что исцелился другой. Но нельзя и не разглашать,
поскольку смысл в том, что надо исцелиться и исцеление возможно. Нельзя
разглашать, поскольку служит соблазном для слепых. Но и нельзя не разглашать,
поскольку служит надеждой для других слепых, желающих исцелиться и видеть.
Соблазн для тех, кто хочет видеть и не призывается к тому. И надежда для тех,
кто хочет видеть и призывается. Но как знать, кто из нас, слепых, призывается, а
кому будет отказано?..
Юродство — блестящий способ мгновенно разорвать сети христианской условности,
привычности, очевидности и институциональности. Сейчас христианство только
юродивое.
Я взял от Евфросиньи все и — ничего. Все: ревность, любовь к Пресвятой Деве,
трепет сердца. И ничего: ее практика неподражаема. Я не могу видеть мир ее
глазами, не могу сказать вместе с ней, что священник вошел в алтарь и “включил
замки”, или, что этот мужчина на перроне, ждущий электричку, “работает”. Она мне
никто — и наставница от Бога.
5.Пустота... Отнято все. На грани пропасти — воздушный ад! И тогда приходит ко мне
Господь, потому что больше невозможно. Это и есть нищета духа... “Я есмь,
Который есть” — Я есмь, Который открывается среди полного отрицания, сплошного
“нет”! Фарисеи говорят противоположное: “Есть, но нет Его в настоящем”. Господь
говорит: “И только, когда Меня нет ни в чем, Я открываюсь”. Он дает пережить
состояние абсолютного отсутствия, небытия, невозможности, смерти — и приходит.
Почему приходит, не оставляет? Не велит Богородица. Мы Ей посвящены. Он как бы
узами особыми с нами связан. А если бы не завет с Пресвятой Девой, так бы и
погиб я, и других утянул в пропасть за собой.
Меня Господь вел и наставлял. И в храм православный привел 18 лет назад.